В гостях у котенка с улицы Лизюкова.
Сборная России, как известно, приедет в Воронеж лишь в день игры с бельгийцами. Тут не до прогулок по городу, не до осмотра достопримечательностей. А между тем Воронеж – город интересный, со своей историей. С просьбой показать его «Советский спорт» обратился к главному тренеру местного «Факела» Константину Сарсании. И он с удовольствием согласился побыть нашим экскурсоводом.
ОТЕЛЬ ДЛЯ БЕЛЬГИЙЦЕВ
БУДЕТ ЛИ В ВОРОНЕЖЕ МЕТРО?
К просьбе «Советского спорта» Сарсания отнесся ответственно. Даже не стал совмещать работу экскурсовода и водителя – за рулем вместе с наставником «Факела» приехал спортивный директор клуба Сергей Савченков.
– Мы сейчас находимся в самом большом районе города – он называется Северный, – начинает рассказывать Сарсания, едва я сажусь в машину. – Здесь живет примерно треть города – 400 тысяч человек.
От себя добавлю – официально число жителей Воронежа чуть-чуть не дотягивает до миллиона. Говорят, потому что город-миллионер должен строить у себя метро, а местные власти не горят желанием это делать. Хотя, честно говоря, транспортная система в Воронеже налажена не лучшим образом – пробки в час пик обычное явление.
Впрочем, в полдень по окраине города наше авто летит легко и быстро. Первым пунктом экскурсии становится отель «Бенефит-Плаза». Здесь перед матчем с Россией остановится бельгийская делегация. Вся, кроме игроков.
– Летом «Факел» в этой гостинице спасался от безумной жары, – говорит Сарсания. – На базе-то кондиционеров нет, а тут есть. Так что она мне хорошо известна, и бельгийцам я дал самые лучшие рекомендации. Но главный тренер команды Жорж Леекенс решил, что игроков нужно поселить отдельно от официальных лиц и спонсоров. Поэтому футболисты будут жить в отеле «Яр» – он находится за городом, ближе к аэропорту.
УЛИЦА ЛИЗЮКОВА
БОРОДЮК, СОСЕД КОТЕНКА
Однако этот отель в программу экскурсии не входит. Нам в другую сторону – на улицу Лизюкова. Да-да, ту самую, которую прославил котенок из мультфильма!
– «Из-за этой шавки я все свои лучшие годы могу проторчать на ветке!», «Девушка, как пройти в Воронеж?», «Откуда здесь африканские названия?», – Сарсания и Савченков со смехом вспоминают фразы из доброго детского мультика.
– В 2003 году тут у нас памятник этому котенку установили. Он сидит на ветке вместе с вороной, которая его в бегемота превратила и отправила в Африку, – говорит Савченков. – Говорят, если дотронешься до лапки – исполнится любое желание.
– Мы с командой перед матчами обязательно к нему в гости заезжаем. Помогает! – подмигивает Сарсания.
Интересно, что совсем неподалеку от котенка, буквально на соседней улице живет еще один известный воронежец – Александр Бородюк. Точнее, его родители.
– Генрихович ведь из Воронежа, пусть и не сыграл за «Факел» ни одного матча. Когда мы с Диком приезжали сюда в августе, Бородюк к нам в отель пешком ходил от своего дома, – вспоминает главный тренер «Факела».
СТАДИОН
ОЧЕРЕДЬ ЖДАЛА БИЛЕТОВ
По дороге на стадион проезжаем красную пирамиду с надписью «Воронеж – город воинской славы», которая стоит прямо посреди дороги, внутри отрезка кругового движения.
– Тут как раз через город линия фронта проходила, – рассказывает Сарсания. – Немцы заняли правобережье, а на левый уже не прошли. Кстати, благодаря в том числе и командующему танковой армии генералу Лизюкову, который погиб в бою, лично поведя танки на немцев. А город, рассказывают, был сильно разрушен…
Возникшую паузу спустя минуту прерывает Савченков, указывая на здание Технологической академии:
– В Воронеже – 38 высших учебных заведений. По количеству студентов на тысячу населения он занимал первое место в Советском Союзе!
Постепенно разговор вновь сворачивает на футбол. Сарсания делится планами:
– В этом году «Факел» занял четвертое место в зоне «Центр» второго дивизиона. Когда я летом принял команду, мы шли на 11-м месте. А в итоге отстали от первого места всего на три очка! Так что на следующий год задача одна – подняться в первую лигу. Впрочем, есть вероятность, что московские торпедовцы, которые выиграли нашу зону, откажутся от повышения в классе. «Губкин» и «Металлург» из Старого Оскола тоже вроде бы не горят желанием идти наверх. Так что на всякий случай надо быть готовыми играть в первом дивизионе уже сейчас. Для Воронежа это будет большой праздник. Здесь футбол обожают…
Как подтверждение – очередь у касс стадиона, растянувшаяся метров на 30.
– Вроде сегодня должны билеты выбросить в продажу, – говорит Савченков. – Народ, рассказывают, с утра стоит. Впрочем, в 1984-м, когда «Факел» играл в четвертьфинале Кубка СССР со «Спартаком», ажиотаж даже поболе был. Старый стадион на 33 тысячи забит был под завязку. Выиграли мы тогда 2:0, но потом «Зениту» на стадионе имени Кирова уступили…
Сарсания, избегая попадаться на глаза болельщикам («Увидят – не отпустят! Вчера 15 минут автографы раздавал!»), проходит в здание нового стадиона. Выходит на газон, на котором через сутки с небольшим сыграют команды. Остается доволен увиденным.
– Даже вратарские площадки уже новой травкой поросли! – радуется он. – Ее еще подстригут, укатают. Не поле будет – загляденье!
МЕСТНЫЙ «БРОДВЕЙ»
БЕЛЫЙ БИМ СТЕРТОЕ УХО
Следующий пункт назначения – «Арт-отель», где на полдня расположится сборная России. Там перед входом уже развеваются бельгийский и российский флаги, а рабочий мужичок красит белой краской тротуар.
– Приготовили для российской делегации 49 номеров. Игроки будут жить по одному, – рассказывают работники отеля, показывая европейского вида комнату, уже ожидающую Аршавина или Сычева. – Мини-бар убрать? Нас не просили. Вы думаете, надо?
Я пожимаю плечами. Но тема всплывает через пару минут, когда мы проезжаем проспект Революции. «Наш Бродвей», – называет его Сарсания. Масса баров, ночных клубов, других увеселительных заведений. Если кто не любит соблюдать режим – добро пожаловать.
Впрочем, нас тут интересует еще одна скульптура животного – на сей раз пса по кличке Белый Бим Черное Ухо. Помните печальную историю шотландского сеттера, написанную долго жившим в Воронеже Гавриилом Троепольским? Нос и ухо у Бима затерты практически до дыр – к нему горожане и гости Воронежа тоже приходят за удачей.
Попросили и мы немного – для нашей сборной.
ПЕТРОВСКИЙ ОСТРОВ
ЗВОНОК ОТ АДВОКАТА
Во время поездки у Сарсании не смолкает телефон. Тем для разговора две: журналисты звонят узнать, откуда пошли слухи о распродаже лидеров московского «Динамо», а друзья – с просьбой помочь с билетами на игру. Из общего ряда выбивается лишь один звонок.
– О, my friend! – смеется Сарсания. – How are you?
В течение минуты Дик Адвокат – а на другом конце провода оказывается именно он – узнает последние новости: и о газоне, и о гостинице, и о теплой погоде, установившейся в городе. «Плюс 15 градусов!» – сообщает голландцу Сарсания. И обещает завтра с утра встретить команду в аэропорту.
Разговор о голландцах заходит и чуть позже, когда мы приезжаем на «Воронежское море», искусственный водораздел между правым берегом и левым. Здесь, тогда еще на речке Воронеж, Петр Первый с помощью специалистов из Амстердама начинал строить российский флот.
– Рядом прекрасные сосновые леса. Неподалеку, в Липецке, – железная руда. Поэтому Петр и решил тут строить флот для морских сражений с турками, – сообщает Сарсания. – По реке Воронеж корабли сплавлялись в Дон, а уже оттуда – в Азовское море.
А Савченков добавляет, показывая рукой на заросший деревьями Петровский остров:
– Вот тут русский флот и начинался. Недавно туда хотели перевезти знаменитую статую Петра Первого, которая на Москве-реке стоит. Но, кажется, передумали. Планируют здесь музей открыть.
БАЗА «ФАКЕЛА»
ВИНОГРАД, КОТОРЫЙ ПОМНИТ КАРПИНА
На левый берег, откуда пошла известная музыкальная группа «Сектор газа» и где базируется женская футбольная команда «Энергия», руководимая Иваном Васильевичем Саенко, мы не поехали – время экскурсии заканчивалось. Зато заглянули на базу «Факела», где наставника команды даже во время отпуска ждали дела.
Тут мне показали номер, который в 1989 году занимал нынешний рулевой московского «Спартака» Валерий Карпин. В нем мало что изменилось. Разве что виноград, который залезал чуть ли не в окна, немного обрезали. Рассказывают, что некоторые умельцы из футболистов умудрялись в перерывах между тренировками делать из него вино.
…Уже попрощавшись с Сарсанией, я решил удивиться:
– Вы же москвич. Лишь полгода играли тут в 1988-м да сейчас команду приняли в августе. Откуда так хорошо знаете историю Воронежа?
– Во-первых, надо сказать спасибо Викторычу, – кивает Сарсания на Савченкова. – Он мне многое рассказывал, да и ориентируется в городе куда лучше меня. Без него мы бы с вами наверняка в какой-нибудь пробке застряли. Во-вторых, Воронеж мне очень нравится. Город красивый, позитивный. Я бы сказал, живой. Чем-то Москву напоминает. Даже жалко, что сборная тут всего один день проведет…
http://www.sovsport.ru/