No honey - no money
Если перефразировать крылатое выражение, вынесенное в заголовок, то отношения клубов и болельщиков можно описать этими словами. В вольном переводе - "нет радости - нет денег".
Принято считать, что футбольный клуб существует для болельщиков, что человек, который любит футбол и приходит ради него на стадион, это та точка отсчета, с которой и нужно строить предприятие, именуемое "футбольный клуб". Об этом пишут СМИ, об этом вещают попечительные советы и руководители клубов. Что-что, а высокопарные слова - товар ликвидный. Они задевают душу и заставляют трепетать сердца... даже не раз обманутых в своих ожиданиях фанатов.
А мы поговорим о том, что имеем в реальности, прикрытой красивым покрывалом.
В любом развитом футбольном клубе болельщики - одна из основ финансовой стабильности. Большое число преданных болельщиков, в том числе «телевизионных» - это и рекламные контракты, и доход от продажи билетов. Во многих российских клубах об этих статьях дохода даже не помышляют. Просто это - работа, кропотливая, планомерная, не приносящая сразу осязаемых результатов и совершенно недооцененная.
Начнем с того, что в принципе в клубах первого дивизиона находится в зачаточном состоянии - связь клуба со своим зрителем через пресс-службу. На деле она существует формально. Почему? Потому что любой российский клуб первого дивизиона подобен хорошо законспирированной секретной организации. В нем нет открытости, и пресс-служба вынуждена дозировать информацию в соответствии с политикой клуба. Многие готовы платить за билет, зная, что его, как болельщика не уважают и не ценят?
Не секрет, что у некоторых команд первого дивизиона неофициальные сайты и гостевые являются более информированным источником происходящего, чем скучные и редко обновляемые официальные ресурсы. И работой людей, которые взяли на себя функции пресс-службы, нельзя не восхищаться (только представьте, сколько выдержано упреков жены о зря потраченном времени). Не редки случаи, когда клубы, которые начинают задумываться об имидже, приглашают таких "вольных стрелков" к себе в пресс-службу. На этом собственно сказке конец, потому что руководство клубов в основном говорит им чего не делать, что не писать и как лучше замаскировать то, что нечаянно всплыло.
На выходе получаем, вернее на входе недополучаем процентов 20 зрителей. Здесь и далее цифра ориентировочная, по ней можно спорить, но потерянных болельщиков вполне может быть и больше.
Один пункт, подрывающий финансовое благополучие клуба, мы обозначили. Второй, не менее важный - странные матчи. Тут все очевидно: футбол любят за непредсказуемость, за те эмоции, что подпитывает эта неизвестность, и за то, что в любой момент все может перевернуться с ног на голову. Сами знаете, смотреть футбол по телевизору, зная счет и смотреть его же, не зная как закончится матч, это две большие разницы. Т.е. можно заплатить за матч, счет которого ты не знаешь, но за игру, результат которой известен, нужно как минимум просить скидку, а лучше, чтоб приплатили тебе. Поэтому любой болельщик совершенно справедливо чувствует себя обманутым, если он узнает, что матч, за который он отдал деньги, не попадает под определение fair-play. Плохой имидж команды (да и турнира в целом), думаю, даёт ещё минус 30-40% болельщиков сразу. При этом надо отдать должное руководству ПФЛ и журналистам: если сравнивать с «лихими» 90-ми, в турнире стало больше порядка, как в части финансовой деятельности клубов, так и в отношении многих теневых моментов.
Третий пункт - хорошая работа детской школы. Это тоже момент привлечения болельщиков. Воспитанники школы попадают в основную команду, становятся профессиональными футболистами, а местные игроки - это серьёзный "якорь". Определённая часть зрителей ходит смотреть персонально на кого-то. Родители ребят тоже на долгие годы или даже навсегда становятся ярыми поклонниками футбола. Пусть это не самая многочисленная, но зато одна из самых надежных категорий болельщиков. Если их нет, то ещё минус 10% от аудитории.
Отсутствие популяризации футбола на местах, ещё одна брешь в связях между клубом и болельщиками. Как часто вы точно знали о перенесенном матче, слышали анонс игр по ТВ или радио? Система оповещения через расклейку афиш, имеющая вековую историю, тоже даёт сбои. Так расклейка афиш в день игры уже вряд ли выполнит свою функцию. Как-то покидая стадион после матча первого дивизиона, который был перенесен, видел идущих навстречу болельщиков, которые просто не знали о новом времени начала игры. Появление такого сайта как onedivision.ru, вносит огромный вклад в освещение первого дивизиона, а значит, делает футбол ближе к болельщикам. Любая реклама футбола лишней не бывает.
Ну и последний фактор - результат. Поставлю его на последнее место по одной простой причине - это самый нестабильный фактор. Команда играет хорошо - тут же получаем ощутимый прирост посещаемости. Проиграли несколько игр - и всё, о полных трибунах можно забыть. Конечно, зрелищный футбол - это важно. Но не всегда результат и качественная игра в первом дивизионе это одно и тоже, поэтому любой футболист и любой тренер знает, что самые дорогие болельщики те, что пришли после трех поражений.
В футбольной среде есть устоявшееся выражение "футбольный город". Так называют города, имеющие историю, традиции и болельщиков, которые верны своей команде, несмотря на результат и уровень турнира. Даже игроки других команд, попадая в такую футбольную атмосферу, признаются, что и играть, и тренироваться там намного приятнее. Вспоминаю болельщика в Воронеже, который заставил меня по-другому взглянуть на людей, приходящих на трибуны. Он в течение многих лет не пропустил ни одного матча, сидел на одном и том же месте, болел за свою команду, общался с друзьями, переживал и радовался. Этот Болельщик был слепой.
Вы скажите, что все это лирика. Соглашусь и приглашаю перейти к сухому языку цифр.
Стоимость билета,
Руб.
|
Сумма при N посещаемости за матч/за сезон (20 игр) в тыс. рублей
|
1000
|
5000
|
10000
|
15000
|
20000
|
1 матч
|
За год
|
1 матч
|
За год
|
1 матч
|
За год
|
1 матч
|
За год
|
1 матч
|
За год
|
50
|
50
|
1000
|
250
|
5000
|
500
|
10000
|
750
|
15000
|
1000
|
20000
|
100
|
100
|
2000
|
500
|
10000
|
1000
|
20000
|
1500
|
30000
|
2000
|
40000
|
150
|
150
|
3000
|
750
|
15000
|
1500
|
30000
|
2250
|
45000
|
3000
|
60000
|
200
|
200
|
4000
|
1000
|
20000
|
2000
|
40000
|
3000
|
60000
|
4000
|
80000
|
250
|
250
|
5000
|
1250
|
25000
|
2500
|
50000
|
3750
|
75000
|
5000
|
100000
|
300
|
300
|
6000
|
1500
|
30000
|
3000
|
60000
|
4500
|
90000
|
6000
|
120000
|
350
|
350
|
7000
|
1750
|
35000
|
3500
|
70000
|
5250
|
105000
|
7000
|
140000
|
400
|
400
|
8000
|
2000
|
40000
|
4000
|
80000
|
6000
|
120000
|
8000
|
160000
|
450
|
450
|
9000
|
2250
|
45000
|
4500
|
90000
|
6750
|
135000
|
9000
|
180000
|
500
|
500
|
10000
|
2500
|
50000
|
5000
|
100000
|
7500
|
150000
|
10000
|
200000
|
3000
|
3000
|
60000
|
15000
|
300000
|
30000
|
600000
|
45000
|
900000
|
60000
|
1200000 |
Красным выделена средняя цена билета в ведущих европейских чемпионатах. При посещаемости в 20 тыс. за сезон клуб получает доход в размере 1.200.000.000 рублей (около $40 млн) Этот пример приведен для того, чтобы показать, что клубы реально зарабатывают. Все понимают, что эта цена не для России, и клубы обязаны искать разумный компромисс между желанием увеличить посещаемость и ценой на билет.
Российский аналог вышесказанного - "Крылья Советов" Самара. Имея в 2003-2004 году среднюю посещаемость в 26 тысяч болельщиков и цену билета 300 рублей, за 15 игр в сезоне клуб получил доход в 117 млн рублей.
Средняя посещаемость клубов первого дивизиона в 2005-2009 гг. (http://www.championat.ru/football/article-53138.html) выглядит так:
2005 г. - 5,5 тыс. зрителей
2006 г. - 4,75 тыс. зрителей
2007 г. - 4,5 тыс. зрителей
2008 г. - 4,5 тыс. зрителей
2009 г. - 5 тыс. зрителей.
Возьмем эту цифру в 5000 за отправную точку.
В среднем команда первого дивизиона имеет посещаемость 5000 человек за матч. Прибавим сюда хорошую работу с болельщиками на уровне клуба (+20%) - 6000 человек; хороший имидж команды, незапятнанная репутация (+40%) - 8000 человек; плюс 10% болельщиков от детских и молодежных команд и получаем хороший результат. Итого вполне можно рассчитывать на аудиторию примерно в 10000 человек. А это опять же деньги. При средней посещаемости в 5000 человек и цене билета в 100 рублей доход составляет 0,5 млн. рублей за матч. Увеличение посещаемости до 10 тысяч влечет удвоение этой суммы. А в рамках сезона, т.е. умножив на 20 домашних игр, получаем вполне реальные деньги - 20 млн. рублей.
Вы скажете, что в первом дивизионе бюджеты измеряются сотнями миллионов рублей и эта сумма капля в море? Но я считаю, что политика "копейка к копейке" вполне способна приносить ощутимые плоды. И так, собирая все возможные дивиденды с селекции, с продажи билетов, рекламных контрактов можно потихоньку год за годом создать клуб, который будет окупаться в наших российских реалиях хотя бы наполовину.
А ещё можно было бы поднять среднюю цену на билет, например до 200-300 рублей и увеличить доходность в 2-3 раза. Но здесь ещё одно большое "НО" - отсутствие прозрачности бюджетов футбольных клубов в России. Помните, какая волна удивления была, когда ЦСКА решил открыть для общественности свой бюджет? А если нет прозрачности, то опять же нет никакого доверия болельщиков к клубу. Ни один нормальный человек не согласится платить больше за билет на стадион, не зная, куда идут его деньги. Вернее, не будучи уверенным, что все эти деньги найдут достойное применение.
Обратите внимание, что переход на систему "осень-весна" не учитывает интересы болельщиков, как неотъемлемой части футбола. Все просто. В любом европейском клубе будут ущемлены права людей приходящих на стадион. Это тут же отразиться на финансовом состоянии, что противоречит здравому подходу к делу. В российской действительности, когда от количества проданных билетов ничего не зависит, интересами зрителей можно легко поступиться.
PS. О важности поднятой темы говорит нововведение УЕФА. Европейские футбольные чиновники надеются, что «новое требование системы лицензирования клубов, обязывающее все футбольные команды иметь с сезона 2012/13 менеджера по связям с болельщиками, знаменует начало новой эры в отношениях между клубами и их поклонниками».
(с) Сергей БУЛАТОВhttp://onedivision.ru/