Секретная программа РФС
Новость, которую сообщил на днях Сергей Фурсенко, взбудоражила футбольную Россию: из слов президента РФС явствует, что переход на систему "осень - весна" состоится не далее как через два года и что вопрос этот практически можно считать решенным. Как, зачем, почему и во что выльется реформа - об ответах на эти вопросы можно только догадываться.
Не сидится нашему футбольному начальству спокойно на месте. Никак оно не может без ежедневных трудовых подвигов. Ну пусть не ежедневных - но ежемесячных уж точно. С момента смены руководства РФС как минимум раз в месяц из Дома футбола исходит какая-нибудь революционная инициатива. То кодекс чести сформулируют, то гимн играть заставят по поводу и без, то кубковые финалы из Москвы уберут (за последнее, кстати, спасибо - однозначно полезное дело). А теперь, поднакопив сил за время перерыва на мундиаль, решили на всякую мелочовку не размениваться, а одним махом перевернуть всю систему чемпионата России, переведя его на календарь "осень - весна". Без долгих рассусоливаний - на ближайшем исполкоме РФС.
СИЛОВОЙ СПОСОБ
Переход, уверяют футбольные начальники, дело очень полезное. Правда, пользы этой замечательной никто особо не раскрывает, обтекаемо упоминая интересы участников еврокубков, трансферные выгоды и продажу телеправ. Как не разъясняют и механизма перехода на новую систему. В минувшее воскресенье Сергей Фурсенко проговорился о существовании целой программы перехода, вызревшей где-то в недрах его организации. На сайте РФС, однако, никакой такой программы не обнаруживается: незачем, видно, простым смертным рангом ниже члена исполкома во все эти ненужные тонкости вникать. Секретно.
Под завесой секретности работала в последние месяцы и "комиссия по переходу", созданная совместно РФС, РФПЛ и ПФЛ. Состав участников этого органа, обсуждавшиеся им вопросы и сделанные выводы покрыты столь же плотным облаком тайны, как и пресловутая программа. Известно лишь, что одно из заседаний под председательством вице-президента РФС Никиты Симоняна и президента РФПЛ Сергея Прядкина состоялось в конце апреля, а следующее планировалось на начало июня. Да и эта скупая информация просочилась, похоже, случайно - судя по всему, пресс-служба РФПЛ недосмотрела и случайно "спалила контору". Больше утечек не было: об июньском заседании, если оно и состоялось, никто уже релизов не выпускал. В общем, не комиссия, а особое совещание какое-то.
Интересно, что не далее как в мае Сергей Фурсенко заявил на конференции РФС следующее: "Вопрос сложный - у подобного перехода много противников, а мы пытаемся максимально объединять людей. Если поймем, что большинство тех, кто работает в футболе, "за", примем соответствующее решение. Силовым же путем ничего делать не станем".
Не иначе, президенту РФС или его помощникам удалось за неполные два месяца пообщаться с большинством работающих в футболе, ибо тон высказываний радикально поменялся. Теперь, оказывается, "есть огромное количество доводов за новую систему". И именно силовой способ перехода теперь и предлагается. Вернее, не предлагается даже, а спешно проводится в жизнь, хотя никаких видимых перемен в общественном мнении не просматривается: насколько можно судить по реакции тренеров и специалистов, практически все они остаются противниками перехода. Во всяком случае, ни одного голоса за реформу (кроме как от самих чиновников и руководителей столичных клубов) обнаружить не удалось.
ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ?
Интересно, что и где случилось за эти пару месяцев, что заставило президента РФС резко сменить политику и избрать силовое решение проблемы? И как подобный отход от собственных обещаний сочетается, к примеру, с кодексом чести?
Примечателен и еще один пассаж в интервью Фурсенко: "Переход произойдет с очень высокой долей вероятности. Его должен утвердить исполком, который состоится в 20-х числах июля". То есть как это должен?! Исполком что - у кого-то в кармане, что обязан утверждать предлагаемые проекты, а не рассматривать их и выносить собственные решения?
Впрочем, вспоминая состоявшееся на той самой конференции РФС пополнение исполкома за счет правительственных чиновников и бизнесменов, такая уверенность президента РФС большого удивления не вызывает. Теперь исполком состоит из десятка чиновников самого РФС и подконтрольных ему структур, десятка председателей региональных и межрегиональных объединений и федераций - то есть тех же чиновников рангом ниже, - нескольких членов правительства, недавно введенных в исполком по инициативе Фурсенко, и от силы пяти человек, непосредственно имеющих дело с реальным футболом. Кто-нибудь сомневается, что этот исполком способен проголосовать за что угодно спущенное сверху - хоть за какую-нибудь систему "лето - зима"?
Кстати, очень хотелось бы узнать, как будут голосовать, к примеру, президент межрегионального объединения "Урал и Западная Сибирь" Михаил Бочкарев, президент сибирского объединения Владимир Евтушенко, их дальневосточный коллега Владимир Крысин. Для клубов этих регионов, как и для всех прочих, кроме разве что южного, предлагаемая реформа смерти подобна. И хорошо бы услышать их позицию еще до заседания.
Может, мы, конечно, чего-то не знаем. Может, в секретной программе перехода заложено нечто такое, что делает реформу оправданной. Вдруг там есть, скажем, описание способа построить за два года сотню крытых стадионов? Или рецепт ускорения глобального потепления на отдельно взятой территории России? Остается надеяться, что что-то такое там есть, ибо пока все публично высказанные рецепты перехода и его афишируемые преимущества выглядят неубедительно.
ДОЕХАТЬ ДО МЕДАЛЕЙ
Взять, к примеру, один из главных аргументов сторонников перехода - о том, что стартовать в еврокубках будут клубы, завоевавшие это право только что, а не в прошлом году. Преимуществом это кажется лишь на первый взгляд. Во-первых, в реальности картина изменится не сильно - ведь основная часть чемпионата все равно останется в прошлом календарном году. Климат просто не позволит нам поделить чемпионат на равные части по примеру европейцев: в январе-феврале и начале марта в России играть еще фактически нельзя. А переносить все мартовские матчи в южные регионы (такие идеи вроде бы витают в РФПЛ, где, вероятно, вспомнили советские порядки) - прямое и грубое нарушение спортивного принципа. В итоге в зачет чемпионата пойдут почти два десятка туров из того же прошлого года и лишь десяток из нынешнего. Лауреаты сезона запросто могут не быть лучшими весной, а всего лишь доехать до медалей на старом очковом багаже.
Во-вторых, если сейчас какой-то провинциальный клуб выходит в еврокубки, у него есть больше полугода, чтобы привести инфраструктуру в соответствие с требованиями УЕФА, а заодно укрепить состав. После реформы на это останется не более двух-трех месяцев. Некоторые клубы тем не менее жалуются, что успевают за эти полгода, наоборот, состав ослабить, потерять чемпионскую игру, уволить тренера и прочее. Но позвольте - а что изменится, если все эти катаклизмы произойдут на несколько месяцев позже? Все равно высоких достижений в еврокубках в этом случае не видать. Если какой-то клуб, считающий себя ведущим, не способен стабильно выступать на высоком уровне, то это личные проблемы клуба, а вовсе не повод заставлять "Томь" или "Читу" играть полсезона в антифутбольных условиях или устраивать многомесячный перерыв между частями одного чемпионата.
Наконец, все как-то забыли, что за последние пять лет российские клубы дважды выиграли Кубок УЕФА и система "весна-осень" совершенно им в этом не помешала. Наоборот, как раз помогла - вспомним, как "Зениту" перенесли на лето сразу несколько матчей чемпионата в то время, как его соперник по финалу "Рейнджерс" вынужден был постоянно играть по два раза в неделю. После реформы такой бонус нашим клубам светить уже не будет: при системе "осень - весна" переносить игры некуда.
Уверяют нас также, будто смена календаря поможет продавать телеправа на показ нашего чемпионата в Европе. И объясняют: дескать, там привыкли к "осени - весне", а летом футбол ни показывать, ни смотреть не желают. Но одновременно толкуют о том, что игровые периоды как таковые не изменятся - с марта по май и с июля по ноябрь. Тогда в чем разница для европейского телезрителя? Или первый тур российского чемпионата он бросится смотреть в июле с большей охотой, чем тринадцатый?
Единственное, в чем переход может сделать жизнь наших клубов удобнее, - синхронизация трансферных окон с большинством европейских стран. С другой стороны, что-то будет и потеряно: например, возможность продлить себе зимнее трансферное окно до середины апреля, как в этом году. Вообще немало стран с похожим на российский климатом - скандинавы, например - прекрасно живут себе в системе "весна - осень" и никаких особых проблем в этом не видят.
ВЕСЕННИЕ ОГРЫЗКИ
Зато минусов у предлагаемой реформы хоть отбавляй. Подробно разбирать каждый из них нет необходимости - они общеизвестны. Турниры Первого и Второго дивизионов превратятся в издевательство над здравым смыслом: календарь придется спрессовать донельзя, чтобы выкроить хотя бы месячную летнюю паузу между чемпионатами. Зато посреди сезона будет гигантский перерыв - от четырех с половиной до шести месяцев. Обо всяких там недельных циклах и уходе от спаренных матчей, о чем много лет мечтают тренеры первого дивизиона, можно будет забыть навсегда. О прогрессе в качестве футбола, соответственно, тоже.
Авторы реформы, кроме того, забывают, что многие клубы в регионах так или иначе зависимы от местных бюджетов - городских или областных. Еще ряд клубов - от бюджетов коммерческих компаний-спонсоров. Бюджеты верстаются на календарный год, и после реформы окажется, что футбольный сезон будет разорван между двумя годами. Клубы будут получать финансирование на полсезона, а ясность с остальной его частью будет наступать только в ходе второго круга. Это грозит массовыми снятиями с турнира прямо посреди чемпионата. Если сейчас зимний "падеж" клубов приходится на межсезонье и к апрелю ПФЛ с горем пополам удается сформировать лиги, рекрутировав кого-то из низших дивизионов, то в ходе чемпионата это будет невозможно. Весенние огрызки турниров с большой вероятностью превратятся в фарс. Да что ПФЛ - в этом году мы могли получить аналогичную ситуацию и в премьер-лиге: в новой системе взять "Аланию" на место "Москвы" среди зимы было бы нельзя.
И еще один аспект той же проблемы. Если клуб по итогам чемпионата становится рангом выше или, наоборот, переходит в низший дивизион, то сейчас у него есть минимум четыре месяца на то, чтобы привести бюджет и состав в соответствие с новыми реалиями. После реформы у него на это останется всего месяц, и для многих эта задача будет нерешаемой. За примерами опять же далеко ходить не надо: спешно призванные в первый дивизион из-за снятия других клубов "Ротор" и брянское "Динамо" занимают там сейчас последние две строчки.
Но на все это сторонникам революций, похоже, наплевать, и ничто, кроме сроков трансферных окон для удобства нескольких ведущих клубов, их не волнует в принципе. Настолько, что о подробностях грядущих реформ никто не ставит в известность не только широкую публику, но даже клубы - наиболее заинтересованную сторону во всей этой странной истории. Интересно, а если бы не случилось этого студенческого турнира в Нахабино - мы вообще узнали бы о переходе постфактум, из сообщения о решениях исполкома РФС?
Господа из РФС, где эта программа перехода, буде она вообще существует в письменном виде, и что в ней, черт возьми, написано? Что это за документ, дающий основания кому-то идти вопреки мнению подавляющего большинства специалистов и переворачивать российский футбол с ног на голову решением трех десятков чиновников? Публикация документов об остальных прожектах тоже не повредит - особенно о странных новых вариантах лимита на легионеров. Явите их миру. Российские клубы и их болельщики заслуживают хотя бы минимального уважения со стороны людей, считающих себя их руководителями. Карты на стол. Если, конечно, речь идет о честной игре.
Источник: Юрий ПЛОХОТНИЧЕНКО, Спорт-Экспрессhttp://onedivision.ru/