Вратарь Павел Дьяконов, который в нынешнем сезоне защищает цвета иркутской "Звезды", получив кроме первого номера и капитанскую повязку, родился и вырос в Санкт-Петербурге. Спортивная биография его известна любителям футбола: прошел школу знаменитой ленинградской "Смены", выступал за питерское "Динамо", пять лет провел по соседству с Иркутском, в Чите. Затем радовал своей игрой томских болельщиков, помогая местной "Томи" выйти в премьер-лигу. Поиграл в Элисте, в Воронеже, после чего и оказался в Иркутске. Поэтому сегодня мы расскажем о нем.
Главный тренер кандидатуру одобрил
Тому факту, что Павел Дьяконов появился в Иркутске, немало способствовали пять лет работы в читинском "Локомотиве". Именно там он познакомился с нынешним президентом иркутского клуба "Звезда" Александром Ковалевым. Получив от него приглашение, вратарь ни раздумывал ни минуты:
- Александр Петрович пригласил меня в команду, а главный тренер мою кандидатуру одобрил. И вот я здесь!
Хотя в Иркутске Павел недавно, к тому же, как человек семейный и занятой, почти не располагает временем для прогулок, но город уже успел произвести на него хорошее впечатление.
- Вообще, я человек неприхотливый,- поясняет вратарь,- непривередливый. Поэтому мне везде хорошо. Честное слово, я ни капли не лукавлю! Я сам с Питера, жил в Элисте, в Томске, в Воронеже, и везде мне нравилось.
В Иркутске клуб предоставил вратарю квартиру. Удивило наличие в прихожей вымпела команды "Сибскана-Энергия". Уж не является ли приезжий футболист давним поклонником иркутского хоккея? Объяснилось это просто: оказывается, квартиру клубу сдает бывший хоккеист. Причем жилье Павлу подобрали с двухъярусной кроватью, и от этого в полный восторг пришел семилетний сын Паша, который с удовольствием путешествует по ней. Сын - тоже футболист, но не вратарь, а нападающий.
- Сын "заболел" футболом года полтора назад, - поясняет отец, - раньше по телевизору смотрел детские передачи, а теперь - только канал "Спорт", и больше ничего его не интересует!
Девиз - никогда не унывать!
Павел Дьяконов родился в Санкт-Петербурге 16 марта 1973 года.
- Я еще не скоро играть закончу, - предупреждает он, - так и напиши: не дождетесь! Настрой у меня боевой. Я вообще редко бываю в плохом настроении. Только когда мне кто-нибудь его испортит. Я человек по жизни жизнерадостный, может быть, у меня получается в какой-то мере это передавать коллективу. Стараюсь не унывать и постоянно улыбаться. Я знаю, что это не всем нравится. Как сказал кто-то из великих - улыбайтесь, это всех раздражает!
Своей основной чертой, помогающей ему в спорте, Павел считает уверенность. В числе других увлечений - рок-музыка: пока футболист жил в Питере, то посещал концерты "Короля и шута", "Мумий тролля", "ДДТ", "Алисы". А еще вратарь очень много читает. Уважает классику, как русскую, так и зарубежную. Не раз были прочитаны "Мастер и Маргарита", "Тихий Дон", "Одиссея капитана Блада", романы Дюма…
- Это можете занести мне в плюсы! - смеется вратарь, - есть о чем поговорить, если разговор зайдет о книгах.
Учиться никогда не поздно
Учеба тоже не миновала вратаря стороной: он не окончил целых два института! Сначала поступил в Высшее техническое учебное заведение при Ленинградском металлическом заводе, хотел стать инженером. Тогда он еще не думал, что из него получится профессиональный футболист, и внял советам знающих людей: получить образование. Окончил целый курс и еще один семестр, когда понял, что спорт все-таки становится профессией. И перевелся в Академию физической культуры имени Лесгафта. А потом была пятилетняя командировка в Читу, и получение диплома вновь пришлось отложить на неопределенное время, но не вычеркнуть из планов: Дьяконов твердо решил по окончании футбольной карьеры стать тренером вратарей. Может быть, такая решимость отчасти объясняется тем, что он в жизни часто не мог найти общий язык с людьми этой профессии.
- Надеюсь, я буду хорошим тренером по вратарям, - рассуждает Павел, - хотелось бы, потому что мне самому такие попадались нечасто. Надо, прежде всего, смотреть человеку в душу.
Но для полноценной тренерской работы необходимо образование. Поэтому диплом я планирую все же получить. Правда, я имею в виду отдаленное будущее, потому что заканчивать играть пока не собираюсь.
Санкт-Петербург: первые успехи и сотрясение мозга
- В детстве меня почему-то сразу потянуло к воротам. Обычно всем нравится бегать в поле, а я свое амплуа нашел сразу. Начинал я в дворовой команде нашего ЖЭКа у Романа Алексеевича Кудашова. Года два я поиграл в ней на первенство района, в играх турнира "Кожаный мяч", где мы даже вышли в финал. Но в финале проиграли, насколько я помню. А потом меня заприметил тренер футбольной школы "Турбостроитель" Николай Данилович Семыкин, где я и продолжил свое футбольное образование.
Но мой дебют в этой команде сложился так, что в первой же игре за нее я получил сотрясение мозга, да еще с потерей сознания. Шло зимнее первенство города, я пошел на выход, споткнулся, кто-то еще меня подтолкнул… Я упал и до сих пор так и не выяснил, обо что я ударился затылком - то ли об штангу, то ли об лед. А очнулся я уже в больнице педиатрического института.
В 17 лет я оказался в дубле "Зенита", затем сменил еще три питерские команды, успел поиграть в "Динамо", после чего отправился в Читу.
Чита: прекрасные пять лет
- В читинском "Локомотиве" я провел прекрасные пять лет. Вообще, говоря о Чите, мне есть что вспомнить. В один из сезонов мы несколько туров мы находились на первом месте, были хорошие игры на Кубок России с ЦСКА и "Зенитом", мы уступили им по пенальти. А, главное, там сложился просто замечательный коллектив. Текучки не было, мы сыгрались, выступали стабильным составом. Я считаю, что именно там состоялся как футболист. Трижды за время выступления в Чите меня признавали лучшим игроком команды. Показателем может служить хотя бы то, что меня каждый год приглашали оттуда в другие клубы, бывало, что и в премьер-лигу. И только когда получил приглашение от питерского "Зенита", вот тогда, с благословения Александра Петровича Ковалева, решил уехать. Но в Санкт-Петербурге там у меня не сложилось, по причинам, с футболом не связанным. И я отравился в тульский "Арсенал". Но ненадолго.
Санкт-Петербург: выборы и крах команды
- После Тулы я отправился обратно в питерское "Динамо". Летом 2003 года проходили выборы губернатора Санкт-Петербурга. На этот пост баллотировались две женщины: одна хорошо всем известная Валентина Матвиенко, другую знали мало. Наш президент клуба открыто выступил в поддержку другого кандидата, и нам тоже пришлось. Мы, футболисты, все давали интервью в поддержку кандидата, хотя сами ее ни разу не видели. В результате команде "перекрыли кислород". Финансирование сильно упало, команда закрылась. Хотя, команда сложилась настолько сильная, что если бы ее удалось сохранить, то через год мы бы могли просто обыграть всех и выходить в премьер-лигу.
Всенародная любовь в Томске
- Затем была Элиста, где запомнились замечательный коттеджный городок "Чесс Сити" и отличные условия для игры и тренировок. Поле - лучше я нигде не видел за всю свою карьеру. Команда была неплохая, но руководство республики как-то "забыло" про нее, и после первого круга все разбежались. И я попал в Томск. Надо сказать, что любовь к футболу в Томске - это нечто. А когда мы вышли в премьер-лигу, то в городе просто был психоз, самый настоящий. Можно было зайти в любой ресторан, и, если нет денег, пообедать в долг. Вот случился у нас период, как, наверное, бывает во всех почти клубах - перебои с финансами. Мы собирались группой футболистов и шли куда-нибудь - пообедать в долг. Бывало и такое. И вообще, время, проведенное в Томске, я считаю удачей. В тот год, когда мы вышли в премьер-лигу, своей игрой я даже сам себе понравился, что бывает крайне редко.
Воронеж: мыльный пузырь и жизнь на базе
- Игра в премьер-лиге у меня как-то не сложилась. И вскоре оказался я в Воронеже. В "Факеле" обещали неплохие условия, но, оказалось, все это - мыльный пузырь, который вскоре лопнул. В июле нам вообще перестали выплачивать зарплату. Конечно, помогали друзья, добрые люди, родители. Но в итоге мне пришлось отправить жену с сыном домой, так как не на что было существовать. А сам я переехал жить на базу - нас там хотя бы кормили. А команда "Факел" вскоре перестала существовать. Вот такая была невеселая прошлогодняя история.
Иркутск
День приезда в Иркутск для вратаря ознаменовался тем, что… ничего особенного не произошло. Может быть, это как раз и хорошо? Наверное, это означает, что в Иркутске как раз обойдется без потрясений.
- Я хочу обратиться к болельщикам - мы действительно стараемся! Да, может быть, не все получается. Я не хочу сказать, что все стали патриотами города Иркутска в одночасье. Но мы играем за этот город! Стараемся доставить удовольствие зрителям. И пускай они приходят, пусть поддерживают нас. Мы всех ждем на стадионе.
Случай из жизни.
- Как я познакомился с будущей женой? Да очень просто: однажды я сломал ногу… Было межсезонье, мы, что называется, "для себя" играли в баскетбол, и я неудачно приземлился. Гипс мне потом сняли, а для восстановления знакомый тренер определил меня в группу к легкоатлетам. Там же занималась моя будущая жена Юлия, мастер спорта по легкой атлетике. Там и познакомились. Так что, не сломай я ногу, может быть, и жизнь моя сложилась совсем по-другому.