Играл Евгений Щеголев отменно. Кто мог уверенно противостоять самому опасному нападающему соперника? Кто никогда не уклонялся от жестких единоборств? Кто не только разрушал атаки, но и принимал активное участие в стремительных контрударах? Конечно же, правый защитник воронежского «Труда», а затем и «Факела».
Щеголев неизменно входит в символическую сборную за всю историю воронежского футбола, состав которой можно найти в ежегодных календарях-справочниках. Каждому из членов «золотой» команды там дается краткая характеристика. О Евгении Алексеевиче сказано: «Он никогда не играл плохо».
Щеголев всегда находился там, где решалась судьба матча. Случались ли у него срывы? Конечно. В те моменты, когда в наши ворота влетал мяч, он винил только себя. Сознание терзала мысль: почему не успел помочь ребятам? Каждый пропущенный гол переживал мучительно. По-другому не мог. И дело даже не в том, что три последних года существования «Труда» и три первых – становления «Факела» был капитаном. Эти черты характера всегда были присущи ему – ответственность, самоотдача, добросовестность.
В воронежскую команду мастеров Щеголева пригласили в 1965 году, и 15 (!) сезонов он провел в ее составе. 171 месяц беззаветного служения футболу. Это – не сон, это – явь. Ему принадлежит безусловный рекорд – 474 поединка: 363 – за «Труд», 111 – за «Факел».
Свой первый матч Евгений провел на поле Центрального стадиона профсоюзов 22 июля 1965 года против лидера турнира – ивановского «Текстильщика». Перипетии того поединка навсегда врезались в его память.
– Трибуны были переполнены, – вспоминает Щеголев. – Но не слышал ни аплодисментов, ни свиста, ни выкриков. Мне всего восемнадцать, мне доверили защищать подступы к воротам, и я должен был показать все то, чему меня научили, не дрогнуть, не оробеть, не выглядеть на поле неумелым мальчишкой. Но в одном из моментов случился казус. Со стороны это могло быть и не очень заметно, но у меня сердце похолодело. В штрафной, прерывая одну из атак, неудачно выполнил подкат. Вот мяч, вот моя рука, вот касание… Судил матч москвич Владимир Неборонов, который одно время играл в Воронеже. Арбитр рядом, все прекрасно видит: и как мяч цепляет руку, и отчаяние в моих глазах. Не дал пенальти. Только сказал: «Женя!» и головой покачал. Пожалел, знал, что я первый матч провожу в составе команды мастеров, и не стал портить мне дебют.
Всякое случалось за эти 15 лет. Команда взлетала вверх, падала вниз. Ни один из сезонов не был похож на другой.
– Они мне все дороги, – задумчиво говорит Евгений Алексеевич, – все сидят в моем сердце. Как забыть, к примеру, сезон 1969 года? Мы успешно выступали в матчах на Кубок СССР. В четвертьфинале играли дома с «Карпатами» и потерпели обидное поражение – 0:1. Выиграй мы у львовян – вышли бы на николаевский «Судостроитель», сильнее которого были по всем статьям. А там – финал, Москва, Лужники. Упустили верный шанс…
Всех партнеров, которые бок о бок сражались рядом со Щеголевым во славу воронежского клуба, не упомнить, но о самых надежных друзьях по команде он рассказывает с особой теплотой:
– Очень благодарен Валере Мельникову, Саше Миронову, Вите Зотову. Вратарям, которых уже нет в живых, – Валере Татаренко, Юре Литвинову. А как не сказать о Владимире Янишевском? Играть с ним рядом было и просто, и в то же время трудно. Он и подсказывал, и покрикивал, учил играть в настоящий мужской футбол. Я же был молодым, неопытным. Именно эти люди подставили свои плечи, поддержали, помогли почувствовать уверенность в своих силах.
Евгения Щеголева практически сразу заметили московские специалисты, пригласили в сборную РСФСР, за которую он выступал четыре года, стал чемпионом Спартакиады народов СССР. Начали приходить приглашения из команд высшей лиги. Евгений никуда не уехал. Остался до конца предан Воронежу.
– Был конец 1965 года, – вспоминает он. – Мы только приехали со сборной из Индии, Новый год на носу. Через пять дней появились гонцы из московского «Торпедо»: «Собирайся, поехали с командой в Грецию». Раз «собирайся», значит, в Москву переезжать надо. Я – мальчишка, полтора месяца дома не был, только вернулся и еще как следует не успел надышаться воронежским воздухом. Начал отказываться. Они убеждали: «Виктор Семенович Марьенко строго наказал без тебя не возвращаться». Но так и не уговорили. «Торпедо» тогда стало чемпионом СССР. Выступало в Кубке европейских чемпионов. Жалею ли о том, что не принял приглашение? Не знаю. В команде играли «звезды» даже не советского, а европейского футбола: Стрельцов, Воронин, Иванов. А тут какой-то Щегол из Воронежа прилетел. Смог бы я там заиграть, закрепиться в составе? Дистанция-то огромная, уровень мастерства совершенно другой. Три года подряд звали, но я так и не решился. Страшно было. Нет, скорее не страшно, а боязно.
В «Зенит» приглашали. Утром сплю, звонок в дверь. Открываю и ничего не пойму спросонок. Стоит «Мотя», Матвей Соломонович Юдкович, администратор ленинградцев: «Женя, собирайся быстрей, полетели в Ленинград. Билеты уже куплены». Я растерялся, в трусах перед ним стою: «Какой Ленинград, у меня жена на работе. Придет, а я где?» «Поехали за женой, – упорствует Мотя, – все решим». Но он один улетел, не стал я из Воронежа уезжать. Здесь все родное: дом, друзья, близкие.
Последний матч за «Факел» Евгений Щеголев провел 10 октября 1979 года против краснодарской «Кубани». На 35-й минуте его заменил Александр Сухоруков. Больше на поле капитан «Факела» не выходил. Нет, впрочем, вышел еще один раз. Воронежские болельщики увидели своего кумира в 1980 году в его прощальном матче. На проводы легендарного футболиста в полном составе прилетел нальчикский «Спартак».
Закончив карьеру игрока, он вступил на нелегкую тренерскую стезю. Вернулся туда, откуда пришел – к детям футбольного клуба «Старт», где когда-то первый раз ударил по мячу под присмотром Юрия Сиделева. Спокойно работал и даже не предполагал, что судьба все же сведет его с Марьенко. Виктор Семенович, так хотевший видеть в рядах «Торпедо» талантливого защитника, возглавил «Факел» и пригласил Евгения в помощники. Под их руководством «Факел» играл в «вышке», в полуфинале Кубка СССР, одолев московский «Спартак».
Сейчас Евгений Алексеевич работает тренером в детско-юношеском любительском ФК «Станкостроитель». Два его воспитанника ныне играют в командах второго дивизиона. Дмитрий Космодемьянский – в лискинском «Локомотиве», а Андрей Чикунов – в липецком «Металлурге».
– Юные футболисты у нас занимаются давно, – рассказывает директор клуба Александр Калитвин. – Одно время попали в трудную ситуацию: тренеры в одночасье поменяли места работы. Зная Щеголева как человека честного, порядочного и отзывчивого, пригласил его к себе. Детей он любит, знает и понимает их психологию. Чувствуя это, и они отвечают ему взаимностью. Именно Евгений Алексеевич пригласил в клуб Вячеслава Шардыкина и Антона Шипилова. Тренерский коллектив у нас небольшой, но дружный, и результаты ребята показывают самые высокие. Раньше я считал, что мальчишкам достаточно того, что они играют в первенстве города, а тренеры своей работой заставили меня пересмотреть взгляды. Евгений Алексеевич поднял пацанов на такой уровень, что они обыгрывают сверстников из лучших команд страны.
Сегодня Евгений Щеголев отмечает шестидесятилетие. Поздравлений юбиляр, уверены, получит неимоверное количество. Когда он был футболистом, дома отмечал день рождения считанное число раз. По иронии судьбы команда чаще всего в это время находилась на выезде. Поздравляли обычно партнеры по команде: удачной игрой, традиционным тортом и всем, что к нему прилагается. Только в последнее время знаменательный день Евгений Алексеевич отмечает в кругу семьи. У стола хлопочет жена Любовь Михайловна, с которой вместе прожили уже 40 (!) лет. Помогает ей дочка Алла, а вот сын Александр не всегда может вырваться домой.
Щеголев-младший пошел по стопам отца. Стал ведущим защитником «Факела», был его капитаном. А когда поступило предложение попробовать свои силы в сильнейших клубах страны, по совету родителя отказываться не стал. Он хорошо зарекомендовал себя в ЦСКА, а в составе «Спартака» стал чемпионом страны. Евгений Алексеевич очень рад успехам сына. «Вместе с ним я проживаю вторую футбольную жизнь», – улыбается он и не менее сильно переживает за свой «Факел». Не допускает даже мысли о том, что Воронеж останется без первого дивизиона. Желает успехов Валерию Нененко, вместе с которым в 1969 году выходил на футбольное поле, и всем игрокам команды.
– Футбол – моя жизнь, – говорит Щеголев, – пусть нелегкая, непредсказуемая, приносящая боль и радость, но зато не «киношная», не придуманная, а настоящая.
(с) Александр Окунев, "Коммуна", № 113 (12163) 12 октября 2006