Дондер
Кто философствует, тот выбрал свой путь…
Эксклюзивная встреча корреспондента «Коммуна-Спорт» с генеральным директором ФК «Факел» Александром Дондером в самый пик подготовки команды мастеров к сезону-2004 вышла совсем не тривиальной. Впрочем, прочтите…
Тайм первый
Знаете, почему нынче стали скучными спортивные издания? Нет, не по причине их великого множества, а из-за этой, так называемой, «цивилизованности». Наличие компьютеров и всякой электронной техники заметно обрезало творческие потенциалы изданий и даже выровняло стили авторов, пишущих, а также выступающих на радио и ТВ (впрочем, и не в спортивных СМИ та же картина), сделало их одинаково средненькими. Тот же диктофон, к которому многие годы рвались мои собраться по перу, сегодня весьма специфичный враг творческих начал репортеров. Казалось, не надо таскать за собой блокноты и ручки – какое облегчение в работе: включил эту штучку, и пошел непосредственный разговор с интервьюируемым, а потом перегнал пленку в обратную сторону и строй-лепи сообщение в любом жанре.
Увы, знаете, сколько теряется нюансов, деталей и изюминок, благодаря диктофону? И паузы в словах, и подтекст исчезают, и глаз собеседника не проглядывается, и интонация не прослушивается, характерная только для него… А все потому, что большинство твоих героев перед микрофоном зажимается (или комплексует) еще больше, чем когда ты по три раза переспрашиваешь одно и то же, водя при этом авторучкой по бумаге, и заведомо отвечают правильно. Не по душе, а как общепринято в официальных кругах, а круги эти, что в чиновных кабинетах, что в любых других администрациях, в том числе руководствах спортивных клубов, говорят практически одним языком, используют ту же лексику и фразеологию - «проделана большая работа», «проведена огромная селекция», «выявлен ряд недостатков» и т.д. и т.п. Короче говоря, скукотища.
Но бывают и парадоксы. Правда, не с каждым собеседником, а, видимо, только с теми, у кого есть что сказать кроме официального. Выключишь диктофон – и перед вами тут же живой человек со всеми вытекающими обстоятельствами. И речь пошла личностная, и образы, метафоры, сравнения. Сразу объем темы внутренний возникает, сразу интересно становится и даже если из наговоренного за 10 минут будет опубликована десятая часть, то читатель (болельщик) все равно это прочтет.
Я долго думал, почему Александр Дондер не торопится со своими интервью в прессе. Практически вечный работник футбольного клуба (с небольшой паузой в период президентства Юрия Батищева), знающий, как никто, подробности из жизни «Факела», по сути, последних тридцати лет, не стремится на газетную полосу или на телевизионный экран. То ли нелюбовь к СМИ сидит в нем глубокая, природная, то ли застенчивость из того же ряда, словом, непонятно. И при Яковлеве сидел (извините за такое слово), и при Марьенко, и при Полосине, и при Папаеве, и при многих других наставниках – и ни гу-гу. Может, играя в такую молчанку, и
заслужил нелюбовь к себе многих болельщиков, в числе которых есть такие, кто считает Дондера едва ли не главным виновником всех бед «Факела».
- Почему, Александр Семенович, - задал я ему вчера такой вопрос, - вас что, устраивает такой ярлык.
Ответил он не сразу, но и через паузу в общем-то избежал прямой формулировки своей отстраненности от журналистов. Но в ответе есть смысл, с которым трудно не считаться, и вот как я его понял. Мол, не ханжа я, и за словом в карман не лезу, и в застенчивости перед вашим братом вряд ли меня можно упрекнуть, просто нет стремления светить в прессе свое «я» и никогда не было. Я, дескать, не спешу с выводами, долго думаю, переживаю и за команду, и за свою работу, и всегда надеюсь, что здравый смысл главнее, а не чьи-то личные эмоции…
- Но критика, тем более не одноразовая, а даже акцентированная, - неужели не задевает вас?
- Я думаю, что и в вашей среде происходит то же самое. Если вас задевает коллега по перу или вы коллегу, то вы все примете критику как должное и сильно не расстроитесь – это же атрибут любой творческой профессии. Если постоянно переживать и расстраиваться, а тем более негодовать, то на сколько хватит журналиста, писателя или артиста…
- Но вы ведь администратор, а не артист и журналист?
- Когда меня критикуют профессионалы – это одно обстоятельство, а когда непрофессионалы – совсем другое. Правда, есть отдельные личности, к которым я не очень, скажем так, уважительно отношусь, но зачем устраивать с ними полемику в СМИ. Их мнение – это их мнение, пусть оно имеет место. Мое дело довести до ума свою работу, а уж потом, по осени выслушивать критику, а может ее и не последует.
- Довести до ума свою работу – это, как я понимаю, вернуть «Факел» в первый дивизион?
- Да, на такой результат мы все сегодня настраиваемся и всю работу делаем под возвращение в первый дивизион.
Апрельские тезисы
Дальше уже без философской подоплеки попробую передать вам наш диалог с Дондером.
- Долги перед футболистами за прошлый год остались?
- Мы постарались с ними рассчитаться различными способами,
в том числе и благодаря такой форме как кредитование.
- Значит, само собой, запрет футбольных властей на дозаявку игроков отпадает?
- Заявляемся 13 апреля и имеем возможность кого-то еще дозаявить перед самым стартом чемпионата, который, как вы знаете, намечен на 24-е число.
- Бюджет команды тот же, девяносто миллионов рублей?
- Восемьдесят, по схеме сорок на сорок…
- Как известно из прессы, в зоне «Центр» даже до половины этой суммы не дотягивает никакая команда, то есть, дорога в первый дивизион для «Факела» открыта…
- Бюджет – такая тема, которой я бы не хотел касаться. Это ведь тоже одна из составных частей стратегии того или иного клуба. Его могут сознательно скрывать, дабы, скажем, усыпить бдительность потенциальных конкурентов. Или назвать значительно более высоким, чтобы опять же дезавуировать, ошарашить соперников. Я бы и о своем бюджете промолчал, но тут вы и ваши коллеги по цеху сняли всю секретность, так сказать.
- Селекционный процесс в период подготовительных сборов в этот раз, похоже, охватил рекордное количество просматриваемых новичков, а из местных воспитанников осталось только двое – Аверьянов и Овсянников.
- Не совсем так. Местных на сегодня шестеро: Чеснаков, Щеголев, плюс названные вами игроки, плюс вернули мы из «Торпедо» Горина, а из дубля привлекли голкипера Хлыстова. Еще ряд дублеров, которых после сборов в Анапе рекомендует Сергей Крестененко, зачислим в команду, чтобы проходили обкатку с прицелом на будущее.
- Прудиус, Бавыкин, Камольцев – с ними не договорились по причине их высокой стоимости?
- Если бы их сегодняшний уровень игры соответствовал фамилиям, то проблем бы не возникло. Но он не выше других, а стоимость намного выше.
- Пять подготовительных сборов, пять в общей сложности тренеров в команде – нельзя ли было сэкономить на том и другом?
- Экономия могла бы дорого обойтись. Даже перерывы между сборами создавали проблему. Вызываешь ребят на следующую поездку и видишь – кондиции уже потеряны. В Воронеже ведь нет условий для плодотворной подготовки. А как ее проведешь, так и весь сезон проживешь.
- А когда будут условия?
- Работаем над этим вопросом. Нацеливаемся на строительство футбольного поля с искусственным покрытием, надеемся, что в течение года оно появится.
- А работа ДЮСШ «Факел» вас устраивает?
- Скажем так, нас пока не устраивает ситуация вокруг детской школы. Во-первых, клуб имеет перед ее тренерами задолженность по зарплате. С конца 2001 года мы трижды увеличивали зарплату, и дальше думаем увеличивать, чтобы там чувствовалась наша в них заинтересованность и повышалась продуктивность их работы, но пока ситуация вот такая. Надеемся в апреле долги школе проплатить.
- Вопрос о болельщиках – далеко не праздный. За два года мы их растеряли в таком количестве, что краснеть «Факелу» еще и краснеть. Как думаете возвращать людей на трибуны? Хотя бы половину из тех, кто ходил когда-то на команду?
- Проведем 22 апреля с болельщиками встречу в Доме актера. Ориентировочно приглашаем людей к 18.00. Вход будет свободный. Но сами понимаете, чтобы народ вернулся на трибуны, надо его с первой календарной игры чемпионата заинтересовать. Прежде всего, желанием побеждать, голами, победами. Внешняя атрибутика будет что-то значить, когда будет непосредственно футбол. Я с вашего позволения обратился бы к болельщикам прийти на открытие сезона 24-го числа, от дебюта тоже многое зависит. И если он пройдет на уровне, то и дальше все сложится, как надо.
- Есть информация, что клуб собирается отметить 50-летие профессионального футбола в Воронеже?
- Да, сама дата – 18 апреля. А отметим ее 16 апреля в пресс-центре Центрального стадиона профсоюзов, куда пригласим тех, кто выступал за «Труд» в 50-е годы прошлого века.
- Короче говоря, этот юбилей как бы добавляет ответственности перед «Факелом» образца 2004 года, как бы поднимает перед вами планку?
- Да, только победа нужна, только она будет адекватной пятидесятилетию. Всем нам надо осознать этот факт, эту историческую дату и не опозориться перед будущими поколениями футболистов и болельщиков.
• • • • •
Послесловие
По сути, риторика футбольная на протяжении десятков лет одна и та же, только звучит из уст разных руководителей. Ну а сегодня особенность такова, что впервые она слетает с уст генерального директора ФК «Факел» Александра Дондера. Самого прожженного администратора в футбольной истории Воронежа, самого, как говорится, матерого волка. И если он снимает с себя негласный обет молчания (или неофициальный), значит идет ва-банк. Значит, будет и второй тайм для «Коммуны спорт», а может и дополнительное время.
Беседу вел
Юрий Коденцев.
© газета «Коммуна-Спорт», № 14. 07.04.04г.