Игорь Ляхов
А мог бы ведь еще играть и играть…
Наша справка: Игорь Ляхов. Родился 13 декабря 1968 года. Нападающий. За «Факел» в первенстве страны провел 98 матчей. Забил 32 мяча. Еще 21 гол забил в международных встречах. Играл за команды: 1986г. «Атом» (Нововоронеж) – 27 игр – 1 гол; 1989г. – «Химик» (Семилуки) – 41 матч – 6 голов; 1990г. «Факел» (Воронеж) – 17 игр – 5 мячей; 1991г. – 35 игр – 7 мячей; 1992-1993гг. «Сокол» (Пневы); 1994г. «Факел» (Воронеж) – 8 игр – 10 мячей; 1995г. – 38 игр – 10 мячей; 1996г. «Металлург» (Липецк) – 36 игр – 25 мячей; 1997г. – 15 игр, 2 мяча; «Уралмаш» (Екатеринбург) – 8 игр – 2 мяча.
Этот парень оставил весьма заметный след в истории футбола в Воронеже. Никто, пожалуй, так ярко не засверкал на футбольном небосклоне Воронежа и так быстро не погас. Это был форвард с потрясающим чувством позиции, поразительным видением поля и умением буквально из ничего сделать гол. Природный талант вкупе с интенсивными тренировками давали Игорю неплохой шанс – стать «звездой». И все шло к этому. Однако «звездочка», приводившая в восторг гудящие трибуны, ожидавшие очередного гола в исполнении Мастера, вдруг начала тускнеть. Что послужило причиной этому?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы вместе с Игорем постарались вспомнить весь его футбольный путь. Да и повод для этого нашелся подходящий: 13 декабря он отметил свою 35-летнюю весну!
- В свое время мне очень повезло, - начал свой рассказ Игорь, - тренер Юрий Николаевич Литвинов пригласил меня в «Стрелу» (я учился в десятом классе), которая играла во второй лиге, а потом немного выступал за нововоронежский «Атом». Именно в нем и состоялось мое «боевое крещение». В 1986 пришла пора служить в рядах Советской Армии, демобилизовался домой зимой 1988-го. В это время в Семилуках была создана команда второй лиги – «Химик», и снова судьба меня столкнула с Литвиновым. Первый год я играл на позиции левого полузащитника, а в 1990-м попробовал себя в роли нападающего. Меня заметили тренеры «Факела» и второй круг я выступал уже в главной команде области.
- Как тебя приняли в «Факеле»?
- Игра в этой команде была для меня большой школой. В то время там блистали Александр Минаев, Геннадий Сошенко... Впрочем, все футболисты были высокого класса. Я тренировался с «широко раскрытыми глазами» и порой не так слушал тренеров, как этих футболистов. У них действительно было чему поучиться. Проблем у меня в общении с ребятами ни на поле, ни вне его не возникало. Отношения были абсолютно ровные и доброжелательные.
- Насколько мне известно, тогда тобой заинтересовалось московское «Динамо»...
- Совершенно верно. В офисе «Факела» однажды раздался звонок из Москвы с просьбой отпустить меня в «Динамо» на просмотр. В январе я был уже на базе динамовцев и тренировался вместе с командой, в которой играли футболисты экстра-класса Добровольский, Кирьяков, Колыванов, Чернышов. Команда была поистине звездной. В «Динамо» я провел предсезонку. Съездил на сборы два раза в Италию, один раз – в Гонконг. В Гонконге, кстати, приняли участие в международном блицтурнире. Провел две игры в основном составе в качестве левого полузащитника. Проиграли в равной борьбе английской «Астон Вилле» - 0:1 и победили сборную Китая – 2:0. К сожалению, в основной состав я к началу сезона пробиться так и не сумел, а играть за дубль меня это не устраивало. И тут в один прекрасный день за мной приехал Александр Семенович Дондер и прямо сказал: «Игорь, поехали в Воронеж». Раздумывал я недолго: все-таки дом есть дом, а «Факел» есть «Факел»...
- Но задержался ты в родном городе всего год и вдруг уехал в Польшу...
- Вернее будет сказать не я уехал, а меня «уехали» - продали в польский клуб «Сокол» (Пневы). С этой страной у меня связаны самые хорошие воспоминания. Вместе с «Соколом» мы прошли трудный путь – из второй лиги до высшей.
В «Соколе» мы играли вместе с Оганезом Мхитаряном. Человек он способный во всех отношениях: быстро выучил польский язык, и мне ничего не оставалось, как последовать его примеру.
- Что послужило толчком для возвращения в Воронеж?
- Причин было несколько. Надо было защищать диплом в институте физкультуры, к тому же пришлось поменять команду (я оказался в ГКС), финансовые условия в которой оставляли желать лучшего, да и в конце концов просто очень тянуло домой. Не помню сейчас, с кем тогда встречался «Факел», но ребята уже выходили на поле, когда из Москвы пришло разрешение, позволяющее мне играть в первенстве страны.
Во втором тайме я вышел на поле и заработал пенальти. Я так соскучился по игре, что потом удалось забить в восьми оставшихся матчах десять мячей.
- В этом, 1994 году, вы с Владимиром Зиничем наколотили на пару 27 голов. Кто в вашем дуэте играл первую скрипку?
- Трудно сказать… Но скорее всего, наверное, Владимир. Он больше брал игру на себя. Все время тащил мяч в штрафную, постоянно был на острие атаки. Один из нас органично дополнял другого. Я всегда с удовольствием отдавал пас партнерам. Большинство голов мы как забили? То я ему точный пас выдам, и он забьет, то Володя продавит оборону, пробьет, а я на добивании четко сработаю.
- Отношения до сих пор поддерживаете?
- Конечно. Встречаемся, вспоминаем прошлое, обмениваемся мнениями о современном футболе.
- Уверен, что у каждого форварда на счету есть гол, который запомнился на всю жизнь…
- Запоминающихся голов было много. Но один стоит особняком. До конца чемпионата 1994 года два тура. Впереди встреча с нальчикским «Спартаком», главным нашим конкурентом в борьбе за выход в первую лигу. Первый тайм – 0:0, а во втором я получил пас от Геннадия Семина на линии штрафной площади, обработал его и сходу пробил в дальний от вратаря угол. Эмоции просто захлестнули всех. Радости не было предела. Затем Александр Щеголев забил второй гол. Мы победили – 2:0. Эти минуты стали одними из самых счастливых в моей жизни.
- В 1995-м ты вновь забил десять мячей, а в 1996-м уже оказался в липецком «Металлурге». Что за причины побудили тебя покинуть Воронеж?
- Причины были, что там греха таить, финансового плана. Уходить не хотелось, «Факел» все-таки родная команда, да и коллектив хороший. Но финансовая сторона сыграла свою роль. «Металлург» очень сильно стремился в первую лигу. Под эту цель были выделены большие деньги, закуплены игроки высокого уровня. Вот и зарплату предложили на порядок больше, чем в Воронеже. Первый сезон в «Металлурге» отыграл здорово – забил 25 мячей. А роковую для себя ошибку совершил позже, когда согласился на переход в «Уралмаш». В первых двух матчах за эту команду забил три мяча, а потом произошел физический срыв. Так и получилось, что рядовая ситуация перешла в критическую. Вернулся домой, пришлось пропустить предсезонку, потом сезон 98-го, а в тридцать лет начинать все сначала – нереально. Вот и пришлось повесить бутсы на гвоздь.
- Чем же ты занимаешься сейчас?
- Бизнесом. Являюсь соучредителем фирмы «Декор», которая занимается производством лакокрасочных материалов высокого качества. В футболе кое-что сделал, теперь надо что-то сделать и в жизни, оставить после себя какой-то след.
- О чем ты сейчас мечтаешь?
- Очень сложный вопрос. Мечтаю хорошо жить, как, наверное, любой человек, чтобы в семье все было нормально. Спортивная мечта – их тоже несколько. Хочется, чтобы наша сборная отлично сыграла в Португалии, «Факел» играл бы достойно, чтобы в нем было как можно больше воронежских ребят.
© Евгений Мартынов. газета «Коммуна-Спорт», №51. 17.12.2003 г