С трибуны глядя…
С трибуны глядя…
Субъективные заметки футбольного болельщика
Мы с другом более сорока лет болеем за воронежский футбол, за нашу команду – «Труд», «Факел», или как там еще ее называли… Жизненные обстоятельства, бывало, разлучали нас по разным городам, но все равно в душе, даже на расстоянии, мы оставались с командой. Хотя, конечно, болеть заочно не то… То ли дело на стадионе, в окружении таких же «сдвинутых по футбольной фазе». Порой, особенно когда на поле скучная игра, больше наблюдаешь за соседями, слушаешь их споры и реплики.
Многолетнее пребывание на трибуне (отнюдь не правительственной) собрало богатый информационный урожай, которым захотелось поделиться. А форму изложения решил взять в виде диалога.
Скажем, ведут разговор два болельщика. Первый – «Оптимист», а второй… нет, не «пессимист», ибо таковой уже не становится болельщиком. Назовем другого «Реалистом».
Оптимист: – Вот и завершается этот футбольный сезон. Посмотрим еще пару домашних матчей «Факела» и – до свиданья, стадион, до будущей весны! Жаль только, что заканчиваем чемпионат в минорном тоне.
Реалист: – А о чем сожалеть-то? Последние годы сплошной минор с одним и тем же вопросом «быть или не быть»? Только у вопроса разные нюансы: быть (в смысле, остаться в первом дивизионе) или быть (перейти из второй лиги в первую)? Скучно отвечать на эти вопросы, как будто других не существует. Скажем, такой: «Будет «Факел» чемпионом или серебряным призером?»...
Оптимист: – Не могут же все быть чемпионами и призерами. Главное – футбол в Воронеже живет, наши земляки любят эту прекрасную игру.
Реалист: – Насчет «живет» у меня все чаще появляются сомнения. Сейчас вернее говорить: воронежский футбол выживает. Вот раньше он жил, бурлил! Я имею в виду годы, когда «Факел» в высшей лиге играл. Тогда на стадион приходили как на праздник! Вокруг была такая обстановка, что результат матча не всегда имел первостепенное значение. Даже если «Факел» уступал сопернику, болельщики могли устроить ему овацию. Потому что он ИГРАЛ. Недаром воронежскую манеру игры называли «спартаковской». Это сравнение настолько прочно вошло в обиход, что потом еще долго по инерции использовали его. Но уже без всяких на то оснований. Скажи, какой стиль игры у сегодняшнего «Факела»? Вся тактика и стратегия строятся на принципе «авось»: авось не забьют нам, авось нам удастся забить гол…
Оптимист: – Ну ты явно сгущаешь краски!.. Не такая уж бездарная наша команда.
Реалист: – Команда сама по себе не бывает бездарной. Такой ее делают те, которые стоят у руля. Давай посмотрим и зададим себе риторический вопрос: а велась ли целенаправленная, кропотливая работа по созданию футбольного коллектива? Какая-то стабильность еще была во времена пребывания в высшей лиге. А так привычная картинка: новый сезон – судорожные поиски игроков, посулы и разочарования. Помню, раньше было понятие «блуждающий форвард». Не знаю как насчет форвардов, а вот «блуждающих тренеров» сейчас хватает, их много прошло через «Факел». Глядя на них, так и хочется сказать: «Неплохо устроились, ребята!» Заключает тренер договор, обязуется вывести или спасти команду от вылета. Не выполняет обязательств – отправляют его в отставку в середине сезона. Он ужасно морально переживает и продолжает регулярно получать очень даже неплохие деньги до окончания срока договора.
А сколько экстравагантных тренеров побывали в Воронеже! Чего стоит президент и главный тренер Эдуард Саенко с его тренировочными новациями, когда футболистов заставлял тренироваться в боксерских шлемах и кататься на роликах. На полном серьезе, помнится, он рассуждал о том, что надо тренироваться на сырых и мягких полях, а потом выходить играть на хороший стадион и показывать чудеса техники.
Оптимист: – Зачем же так упрощать! Возможно, он не такой уж простак, коли сейчас является советником губернатора.
Реалист: – Возможно, я и не спорю. Чего-чего, а уж деловой хватки у семьи Саенко – с избытком. Хотя семейный подряд в футболе лично у меня вызывает большие сомнения. Это вам не свеклу выращивать или авторемонтом заниматься. Там, где крутятся очень большие деньги (и, заметьте, бюджетные), семейственность противопоказана.
Старший Саенко – Иван Васильевич – в эти дни озвучивает новые прожекты, готовится вывести на европейский уровень воронежский женский футбол. Только путь какой-то извилистый: сначала «Энергию» из высшей лиги опустить в первую, а потом – в Европу прорываться. С поля стадиона «Рудгормаша» – прямо на европейские стадионы!
Недавно довелось в местном журнале прочитать интервью с младшим Саенко – Иваном, играющим в Германии. Что и говорить, футболист он талантливый, и дай Бог, чтобы судьба у него сложилась удачно… К слову, о Боге. В интервью с Иваном обратил внимание на слова о том, что их семья – глубоко верующая. Не собираюсь опровергать данное утверждение, но… Видя, как на тренировках и во время матчей Саенко-старший осыпал нецензурной бранью девушек-футболисток «Энергии», так и хотелось сказать: «Креста на вас нет, Иван Васильевич».
Оптимист: – Да, водится такой грешок за Иваном Васильевичем, причем не только за ним одним. Но, согласись, у хорошего тренера или футболиста речь не обязательно должна быть изысканной. Их мы ценим за другое. Мы же не требуем, чтобы филолог умел точно бить по воротам.
Реалист: – Ты что, этого и многие футболисты не умеют делать! Шучу. Если же продолжить тему футбола и культуры, то связь между ними самая прямая. Вспомни (о чем уже говорили), во времена футбольного бума в Воронеже обстановка на стадионе радовала душу, поднимала настроение. Многие тогда стали приходить на трибуну всей семьей, с женой, детьми. Нечто подобное я вижу сейчас в телерепортажах из Белгорода. Только там не футбольный, а волейбольный бум.
А наш стадион ныне – жалкое зрелище. Нет, само спортивное сооружение прекрасное, нам завидуют практически все приезжие команды. А тоску наводят почти пустые трибуны, раздражение вызывает то, что должно быть фоном самого футбольного матча. С какой любовью воронежцы относились к живому талисману «Факела» – Бобру! Увы, это в прошлом. Сегодняшний Бобер – жалкое подобие бывшего талисмана, а точнее – пародия на него. Неприятно слушать его сальные шуточки и анекдоты. Приезжую команду он обещает «порвать», «замочить»… Стыдно за такую приблатненную агрессию. А информация по радио? Никак не могу понять диктора стадиона, который настойчиво призывает болельщиков соблюдать «все правила этикета и такта»… Это, что ли, во фраке приходить на трибуну?
Оптимист: – Ты много вывалил негатива на воронежский футбол, хотя наверняка знаешь, почему стало хуже. Схема простая: есть деньги – есть футбол, нет денег – прощай, футбол!
Реалист: – Схема проверена временем, так что спорить бесполезно. Однако говорить стоит не только и не столько о количестве денег. Более важно, как они используются. А еще более важный вопрос: нужна ли футбольная команда Воронежской области, и если нужна, то какая? У меня такое впечатление, что наши власти им всерьез не задавались. Решения – больше эмоциональные, политические… Нет у области финансов, чтобы достойно содержать футбольный клуб. Что делать в таком случае? Ответ вроде бы ясен: набраться мужества и отказаться от участия в первенстве данного уровня.
Но как же? – на носу выборы. Нельзя расписываться в своей слабости, нельзя терять голоса поклонников футбола. Вот и держится команда из последних сил, играет в расчете на случай и удачу, а на правительственной трибуне стадиона регулярно «засвечиваются» кандидаты в депутаты, губернаторы и т.п.
Содержать футбольный клуб за счет бюджетных средств в наше рыночное время – это, конечно, нонсенс. Но ведь содержат! И вот тут появляется крамольная мысль: коль бюджетные финансы отпускаете на футбол, то позаботьтесь об эффективном использовании их. Эффект, разумеется, не в материальной выгоде. Когда будет команда крепкая, достойно представляющая город и область, когда двадцатитысячный стадион будет до отказа заполняться болельщиками-налогоплательщиками, тогда у властей появится моральное право объяснить, почему деньги налогоплательщиков идут на футбол.
Оптимист: – Да не все так плохо у нас. Посчитай, сколько воспитанников воронежского футбола играют в разных командах России…
Реалист: – Много играет. И это огорчает. Почему не в «Факеле»? Вот в нынешнем сезоне настоящим открытием стал московский спартаковец Роман Шишкин, к нему уже присматриваются тренеры национальной сборной. А мы доселе ничего не знали о нем, хотя как футболист он формировался в Воронеже. И может хорошо, что из спортивной школы ребята не попадают в «Факел», иначе здесь и затормозилась бы их футбольная карьера.
Оптимист: – Все тебе плохо и плохо. Но, надеюсь, ты не будешь спорить с тем, что в Воронеже – самый лучший болельщик. Так говорят все приезжающие играть в наш город.
Реалист: – Спорить не буду, так как все это относительно. Не думаю, что в том же Томске зрители хуже. Там даже поставили памятник болельщику – прямо так и сидит он, скульптурный, на трибуне среди живых собратьев по увлечению. Предлагаю и нам такой монумент возвести. По крайней мере, тогда можно будет с уверенностью говорить, что матч «Факела» прошел не при пустых трибунах. В отчетах написать традиционное: «Присутствовало 5-10 тысяч зрителей…» А хорошенько подумав, можно изваять скульптуру кого-нибудь из вечных руководителей «Факела». Пусть посидит на трибуне, если другой скамьи не нашлось.
Оптимист: – Ну и злой ты все-таки! С таким настроением, чувствую, не пойдешь на два последних матча «Факела».
Реалист: – Пойду, никуда не денусь. Приду на стадион пораньше, послушаю старые песни, посвященные «Факелу». Песни, действительно, хорошие, –они возвращают к добрым временам, когда все мы любили нашу команду, гордились ею. Новых песен, видимо, пока не предвидится.
ПРОСТО БОЛЕЛЬЩИК.
Фото Михаила ВЯЗОВОГО.
© Газета «Коммуна», №165 (24801) 21.10.2006г, www.kommuna.ru