Владимир Степанищев – один из двух воронежских футбольных арбитров, которые регулярно выходят на зеленые поля городов России, обслуживая матчи премьер-лиги. Лишь он да Владислав Ходеев разрешают споры лучших команд страны. У футболистов бытует мнение, что только человек, поигравший в команде мастеров, завершивший карьеру и решивший стать арбитром, способен адекватно оценивать ситуацию, возникающую на поле. С этим трудно спорить, особенно тогда, когда рефери спокоен, раскрепощен и доброжелателен. Главное в работе судьи – быть незаметным, не мешать игрокам проявлять свои лучшие качества. Владимир всегда реально оценивает свои силы и возможности, в любой компании быстро становится «своим». Друзья, товарищи и просто знакомые отмечают его доброжелательность и полное отсутствие чувства собственного превосходства над окружающими.
Футболист
Футболом Володя начал заниматься в спецклассе «Факела» у легендарных Серафима Андроникова и Владимира Мануйлова. Когда заканчивал девятый класс, Борис Яковлев пригласил его вместе с Валерием Шмаровым, Сергеем Стукаловым и Владимиром Хариным в дубль команды мастеров. Пробиться в основной состав Степанищеву не удалось, хотя старался как мог. Играл на месте полузащитника, правого, левого – без разницы. Сам правша, но и над левой ногой работал дай Бог. Тут, как нельзя кстати, во второй лиге дебютировала «Стрела», которую возглавил Юрий Литвинов. В отличие от «Факела», сделавшего ставку на варягов, в ее составе играли исключительно воронежцы: Крестененко, Шардыкин, Фролов, Суров… В календарных матчах Степанищеву забивать голы не приходилось, разве что на учебно-тренировочных сборах.
– Главной задачей было снабдить точными передачами нападающих. Забивным и самым удачливым форвардом «Стрелы» был Александр Каруненко, – вспоминает Степанищев. – Да и Вячеслав Шардыкин частенько огорчал вратарей. Когда я выходил на игру, испытывал легкое волнение. Ведь каждый матч – экзамен. Одно дело играть в юношеской команде, совсем другое – во взрослой. Именно здесь приобретаешь опыт и становишься крепким мужиком. Когда с тобой рядом такие мастера, как Олег Осипов или Сергей Савченков, которые восстанавливались после травм, мастерство росло на глазах – я это чувствовал. Подсказывали, давали советы и все – без крика и шума. Это запомнилось на всю жизнь.
– Какие-то матчи отложились в памяти?
– Многие. Одни – удачной игрой, когда к тебе нет претензий со стороны тренера, другие – тем, что не выполнил поставленную задачу, третьи – тем, что выложился полностью, валишься с ног, а команда проиграла. На высоком уровне выступить мне так и не удалось, хоть и были предложения из других команд. Я ими не воспользовался. Наверное, потому, что человек слишком домашний, не могу кардинально менять свой образ жизни. К тому же родители сказали: «Футбол – это временное. Надо думать о настоящем. Тебе надо закончить институт». Послушал. Закончил. Тут же армия. Служил в Скопине Рязанской области в артиллерии. Вернулся – футбольный поезд уже ушел. Саша Каруненко к этому времени начал карьеру в судействе, убедил и меня попробовать. Руководители нашего судейского корпуса поддержали. Дали, если можно так сказать, путевку в жизнь. Я им очень за это благодарен и стараюсь не подводить.
Судья региональной категории
Карьеру арбитра Владимир начинал с малого. Прошел все ступеньки: первенства города, области, турниры КФК, вторая лига, первая и, наконец, долгожданная премьер-лига. Он отсудил 86 матчей с участием элитных клубов страны – это что-то значит. Для того чтобы получить звание судьи национальной категории, ему нужно обслужить еще 64 встречи. На это отведено шесть лет. Возрастной лимит в 48 лет, когда придется сложить в шкаф всю судейскую амуницию, еще далеко. В минувшем сезоне четыре раза выходил на бровки лучших стадионов России с красным флажком в руке. В Ростове и Казани хозяева поля принимали московское «Динамо», в Нальчике «Спартак» противостоял «Локомотиву», а в Перми «Амкар» встречался с будущим чемпионом – ЦСКА. Ни в одном из этих поединов, проходивших в острой и бескомпромиссной борьбе, воронежский арбитр нареканий не заслужил. В Перми и Нальчике помогал Егорову, в Ростове – Петтаю, в Казани – Евстигнееву.
– Четыре игры – и три разных главных арбитра. Характеры у них наверняка тоже разные. Чем они отличаются друг от друга?
– Со всеми у меня сложились дружеские отношения. Уже не первый год знаем друг друга. В игре отношения чисто профессиональные, после нее – теплые и добрые. Нет такого, чтобы кто-то кого-то «душил». Отношение к делу у всех судей премьер-лиги высокопрофессиональное. Несколько раз в год проходим тесты Купера, в которых рывки на различные дистанции чередуются с короткими передышками. Обязательно сдаем нормативы, выезжаем на тренировочные сборы, которые проводятся и у нас в стране, и за границей. В этом сезоне было много нареканий в адрес арбитров, порой не вполне заслуженных. Кто-то отсудил ровно, кто-то ошибался. Не думаю, что нужно из-за этого разжигать ажиотаж. На мой взгляд, лучшие на сегодня судьи страны – Иванов, Егоров, Гвардис, Захаров и Николаев. Они тоже порой подвергались критике, но отработали не хуже приглашенных в авральном порядке зарубежных специалистов. В их адрес тоже немало нелестных слов обрушилось. Наиболее объективно оценивают действия судей не болельщики, не журналисты, а инспекторы. У них свои параметры. Отмечают все: кто опаздывает за развитием атаки, кто методически слабоват, кто теряет контроль над игрой.
– Есть ли город, в котором судить матчи особенно трудно?
– И легко, и сложно везде. Будь то Брянск, Москва или Махачкала. Я уже говорил, что любой матч – экзамен. Впервые почувствовал это, будучи футболистом, лишние сто раз удостоверился, став судьей. Если готов психологически, везде отсудишь достойно. Главное – поймать кураж. Сникнешь, обязательно пойдут ошибки.
– А если за спиной Кавказские горы и обкуренный бородач с автоматом? Не дрогнешь?
– Можно сказать, что я психологически устойчив. Холодок на спине чувствовал, но это не значит, что должен плясать под чужой барабан. Хотя неприятные моменты бывают в любой работе.
– Володя, на тебя игроки когда-нибудь драться кидались?
– Никогда такого не было и, надеюсь, не будет. Даже когда эмоции порой через край перехлестывали, на мне зло не срывали.
– А с трибун чем-нибудь тяжелым кидали?
– Это было. В 2001 году «Зенит» дома проиграл столичному «Торпедо» 0:3. С трибуны в меня бросили двухлитровую баклажку с «пепси». Не знаю, куда целили, но попали в ногу. Не больно, но чувствительно, надо сказать. И еще был интересный случай. Тоже в Питере, в 2005-м. После финального свистка идем под трибуны в сопровождении милиции. Вдруг из толпы вылетает снежок. Страж порядка успел уклониться, а мой напарник – нет. Получил прямо в лоб. Так нас охраняют.
– Ты всегда судил безупречно?
– Тысячу лет всем известно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. В прошлом году действия бригады арбитров, в которую я входил, признали неудовлетворительными. 19 октября в Махачкале «Динамо» играло с «Кубанью». Было много страсти, борьбы, голов. Хозяева победили – 3:2. Просмотр видеозаписи показал, что бригада, возглавляемая Евстигнеевым, допустила ряд ошибок и не справилась со своими обязанностями. Огласка пошла по всей России. Хотя я считаю, что со своей работой справился. Да, был один момент: на 45-й минуте ошибся при определении положения «вне игры» в середине поля. На результат матча эта ошибка не повлияла, но наказание вынесли – попрактиковаться в течение полугода в первом дивизионе. Попрактиковался. Потом и меня, и Антонова, который был на противоположной «бровке», и Евстигнеева вернули в премьер-лигу.
– Если ошибочно поднятым флажком сорвал атаку, как будешь исправлять?
– Я считаю, что если ошибся один раз, не надо делать «поправок» в другую сторону. Это в математике минус на минус дает плюс. В футболе – минус на минус – два минуса. Это не мои слова. Так нас на сборах в Турции учил знаменитый французский арбитр Вотро. Они запали мне в душу, стараюсь им следовать.
Ловлю себя на мысли о том, что что-то упустил. И дело не в том, что ни слова не сказано о семье. Владимир на заданный вопрос ответил просто: «Это личное и никому не интересно». Улыбкой отбил встречное «Почему?». Рискну добавить от себя: у него прекрасная жена и два сына. Старший – Денис – пошел по стопам отца. Стал футбольным арбитром.
Визитная карточка
Владимир Степанищев. Судья региональной категории по футболу. Родился 10 мая 1964 года в Воронеже. Образование высшее. Закончил МОГИФК. Имеет первый разряд по футболу. Первый тренер – Александр Иванович Миронов. Выступал за «Факел» (дубль, 1980–1982 гг.), «Стрелу» (Воронеж, 2 лига, 1982–83 гг.). Матчи российских чемпионатов судит с 1996 года. Провел около 200 встреч. Из них – 86 в премьер-лиге.
(с) "Молодой Коммунар"