"Спортивный Саратов", 16 - 22 ноября 2006 года
Андрей ПОТАПОВ. Директор саратовского футбольного клуба начинал свою карьеру спортивного менеджера в баскетболе, продолжил в качестве одного из замов областного спортивного министра, поработав бок о бок с Ахмеровым и Марченко, а ныне пытается вернуть "Соколу-Саратов" если не лоск, то хотя бы доброе имя. О будущем саратовского футбола мы с главным его тыловиком проговорили час, не меньше. Разговор получился не из легких и порой больше напоминал спор, а не мирную беседу. В итоге собеседники остались при собственном мнении, но одну черту автора ответов нельзя не отметить: оптимизм у Андрея Юрьевича отменный, и ему можно только позавидовать.
"Урал-Поволжье" или "Центр"
- Фактически "Сокол-Саратов" - клуб профессиональный, а повышение своего статуса он закрепил успехами в любительской лиге. На деле в профи вас примут не раньше февраля, когда состоится процедура лицензирования. Тогда же определится и место приписки команды. Интересно, а в какую из пяти зон второго дивизиона клуб хотел заявиться сам, имей вы право выбора?
- Нам все равно. Саратов так географически расположен, что при желании команду можно отправить и в уральскую зону, и на "Юг", и в знаковый болельщикам области "Центр".
- Энгельсская "Искра" играла именно в этом турнире.
- А в союзные времена "Сокол" выступал в южной зоне, соперничая с клубами из Грозного, Нальчика, Махачкалы. Правда, тогда была иная транспортная сеть, было много авиарейсов, но, тем не менее, это тоже факт, равно как и приписка "Искры".
- Центральная зона со стороны выглядит послабее южной и уральской, географически она более близка, а потому экономична. Разве не так?
- Не так. О силе команд сегодня говорить сложно, хотя парочку очевидных фаворитов в "Центре" я вам и так назову - это "Мордовия" и "Факел". "Урал" всех своих лидеров уже делегировал наверх, и тут явных претендентов на повышение в классе нет. Во-вторых, и это очень важно, на самом деле экономия, коли речь зашла об этой стороне жизни клуба, в уральской зоне более ощутима и весома.
- В чем это проявляется?
- В центральной зоне структура первенства предполагает спаренные матчи, а в уральской играли по системе, принятой в премьер-лиге.
- А в чем тут экономия? Со спаренными матчами у вас набирается 10-11 поездок за сезон, а в недельном цикле придется совершить 17-16 путешествий, и все они не близкие.
- На самом деле в "Урал- Поволжье" всего три дальних выезда - Тюмень, Киров и Челябинск. Магнитогорск, который выиграл турнир ЛФЛ в регионе, пока не решил вопрос с бюджетом и вполне может отказаться от возвращения в профессионалы. Остальные поездки - это 1000 километров, не более того. Татария, Ульяновская и Самарская области, Нижегородский край нам хорошо знакомы по ЛФЛ. До Москвы ничуть не меньше. Все, что мы теряем, не попав в "Центр", - ближайшие поездки: Тамбов, Пенза, Воронеж, Саранск. Во всем остальном мы выигрываем. Все-таки, спаренный выезд - это гостиница, питание из расчета не двое суток, а четверо как минимум. Сегодня все это стоит серьезных денег. Ценник в самом заурядном отеле начинается с 1000-1300 рублей за койко-место в номере, а питание - 500-700 рублей в день на одного игрока. Это по минимуму, без гарантий качества. Право, лучше бы эти деньги потратить немного иначе.
"Сокол" или "Темп"
- Бюджет клуба заставляет вас считать каждую копейку?
- Мы все просчитываем, и я не вижу в этом ничего плохого.
- А на какую сумму вы сможете рассчитывать в будущем году?
- Пока ясности нет, и по этой причине не проводим ни итоговых пресс-конференций, или иных публичных мероприятий. Ясно, что всех сегодня интересует не минувший сезон, а будущее "Сокола". В принципе, предварительная встреча с руководством областного спортивного ведомства у нас состоялась. На ней нам было обещано, что в двадцатых числах ноября у нас будет ясность с суммой, которая будет выделена клубу из областной казны.
- А спонсоры, они у "Сокола-Саратов" имеются или за все снова платит областной бюджет?
- Ну что, скажите, подразумевать под спонсорами?! Меценатов, которые просто взяли и вытащили Из кармана деньги, сегодня нет. Не те времена. Люди, готовые вкладывать свои деньги в тот или иной проект, - это инвесторы. Они у саратовского футбола есть.
- Их много, инвесторов?
- Они есть, и это главное. С их помощью идет реконструкция стадиона "Темп".
- А что там нужно менять?
- Планируется монтаж искусственного поля с подогревом, появление еще одной трибуны. После завершения строительства арена будет вмещать как минимум полторы тысячи зрителей. Не Бог весть что, но это лучше, чем вообще ничего. В своем нынешнем виде игры профессиональных команд "Темп" принимать не может.
- Зачем губить хорошее естественное поле, вкладывать деньги в сомнительную в своей целесообразности реконструкцию трибун, если есть стадион "Сокол"? там сегодня никакого поля фактически нет, а трибуны можно просто отремонтировать, установив попутно пластиковые кресла.
- Да, этот вариант - идеальный, но малореальный. "Сокол" - проблемный объект из- за запутанной ситуации с правами на стадион. Туда, где права собственности не определены или запутаны, инвесторы не идут. Им всегда и везде нужна ясность с правами на собственность, а уже потом начинается разговор о суммах, которые могут потратить люди.
- С "Темпом" в этом плане никаких проблем нет?
- Да, это так. Стадион не является муниципальной или областной собственностью, находится в хорошем состоянии. Со всеми остальными стадионами Саратова ситуация более сложная, а порой просто запущенная. Я просто не вижу сегодня в Саратове стадионов, которые могли бы привлечь инвестора. "Темп" - приятное исключение.
- Вы так и не ответили на вопрос - зачем губить хорошие естественные поля, с которыми у нас очевидная проблема.
- Я считаю, что сегодня для Саратова намного важнее поле искусственное. Если ситуация складывается так, что нужно выбирать, то стоит идти на определенные жертвы. Это решение позволит нам получить хорошие условия для работы школы, сняв остроту самой важной, на мой взгляд, проблемы саратовского футбола - подготовки резерва.
Инфраструктура или результат
- Это в вас говорит директор детской футбольной школы.
- Да, именно так - во мне не говорит, а кричит директор. Из школы за последние три года уехали 15 юных футболистов. Уезжают лучшие, и львиная доля детей едет в Подмосковье или Москву по одной простой причине - дома нет нормальных условий для подготовки. На поле стадиона "Сокол" не просто нельзя ничему научить ребенка - там опасно тренироваться. Можно подвернуть ногу и задохнуться в клубах пыли.
- Мне кажется, отсутствие серьезных спортивных перспектив у родного клуба - проблема не меньшая, чем плохое тренировочное поле у школы. Его, это поле, в конце концов можно построить или получить в дар, став частью программы "Подарим стадион детям" национальной Академии футбола. Разве я не прав?
- Только отчасти. Саратовская область - единственный регион в Поволжье, не имеющий ни одного искусственного газона. Это катастрофа, причем самая настоящая. Нужно срочно менять положение дел. Срочно, немедленно! Да, полей естественных у нас мало, но без искусственного мы вообще обречены. Нынешнее положение вещей - это не беда Потапова, это еще и живой упрек прежнему руководству нашего областного футбола и профессионального клуба, не сделавших ровным счетом ничего, чтобы изменить ситуацию с инфраструктурой, с полями к лучшему. "Сокол" получал громадные деньги из бюджета, но вкладывал их в тренеров и футболистов, потеряв при этом базу, а потом и офис.
- Теперь вы хотите все изменить? Теперь, когда клуб за год получает столько, сколько прежде тратили за месяц.
- Да, хочу. Может, нам и не стоит пока говорить о первом дивизионе, о задачах каких-то значимых, покуда мы просто пару стадионов в порядок не приведем и школу на ноги не поставим?! Лично для меня инфраструктура сегодня важнее любого спортивного результата.
- По-вашему, одно-два новых поля способны остановить поток юных игроков, среди которых порой встречаются настоящие таланты?
- Да; я в этом уверен. Я многих родителей и самих ребят удерживаю от отъезда именно перспективой ввода в строй искусственного поля. Многих, думаю, мы вернем. И уж точно перестанем терять по 10 игроков в возрасте 14-15 лет. Это я гарантирую. Многие ведь уезжали от полной безысходности. Клуб "Сокол" слишком долго не интересовали его воспитанники. Простой пример - футболист Разделкин. Парень уехал в интернат Егорьевска три года назад. Причина - слова руководства того "Сокола", якобы сказанные родителям: "В услугах игрока Раздел- кина клуб не нуждается". Теперь парень, что-то умеющий и считающийся перспективным, хочет вернуться домой.
Оптимизм или скепсис
- Вернемся к нынешнему "Соколу". У клуба есть поддержка во властных структурах?
- Есть. Нам активно помогает Олег Галкин, руководитель "молодежного" комитета в областной думе. Есть понимание клубных нужд и в областном правительстве.
- На каком уровне? Выше отраслевого министра, надо думать, вы при решении своих вопросов не поднимаетесь?
- Нет, ну почему же! Некоторые вопросы решаются на уровне заместителя губернатора Наталии Старшовой, да и в целом отношение к "Соколу-Саратов" в областном правительстве ровное.
- Но без фанатизма, как сейчас модно говорить.
- Давайте начистоту. В четырех своих последних сезонах "Сокол" только и делал, что падал вниз, теряя авторитет и статус. С 2003-го года клуб сопровождали бесконечные скандалы и склоки. Деньги на футбол при этом текли широкой бюджетной рекой, а отдачи никто не увидел. Мы год назад оказались у разбитого корыта - долги, утраченный статус, испорченная репутация. Естественной реакцией на футбол у многих людей в Саратове поначалу была аллергия. Именно в этой, а не какой- то иной, более радужной и приятной для футбола ситуации нам в "Соколе-Саратов" пришлось начинать свою работу. Сегодня отторжения футбола у первых лиц области нет, и это уже неплохо.
- Любви тоже нет, и это заметно. Поправьте меня, если я ошибаюсь.
- Вы очень скептично на- строены, и это напрасно. В нашем клубе преобладает сдержанный оптимизм. Никто во властных структурах области не гонит нас, руководителей футбольного клуба, с порога. Нет, есть и понимание ситуации, что футбол - это важно и нужно, а у многих появляется желание помочь. А сразу ничего не будет, и тут мы снова рискуем вернуться к вопросу о том, с чем идти наверх, в тот же первый дивизион. С голым задом, уж извините за прямоту, там появляться не хочется. А пока мы голые. У клуба по большому счету есть только автобус, за что стоит лишний раз сказать отдельное "спасибо" областному министерству спорта. Люди поняли наши нужды и сделали первый и важный шаг по созданию областному футболу крепкого тыла.
Легенда или футболист
- Красивые слова, но болельщик захочет результата. Мне лично это ясно сразу. "Сокол" - это команда, которая когда-то играла в высшей лиге, а потому теперь она обречена на внимание к себе и нескучную, а полную интересных турнирных задач жизнь. Правда, для этого нужно, чтобы люди, работающие в клубе, тоже хотели полета, а не серых будней.
- Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, чего хочет болельщик. Однако пока я не вижу серьезной проблемы. Мы сегодня оказались там, гуда попал "Сокол" два года назад - во втором дивизионе. Разница в том, что у нового клуба нет громадных долгов, какие как раз имелись у его предшественника. Крах того "Сокола" был предопределен. Нельзя жить, имея переходящий долг от предыдущего сезона в размере предполагаемого годового бюджета на новый сезон. Именно такой была ситуация накануне старта в первенстве 2005 года. Сегодня мы в спортивном плане вернулись туда, с чего начинали. При этом я, будучи заместителем министра, предлагал в конце 2004 года добровольно отказаться от участия в первом дивизионе и начать с чистого листа. Мы бы сэкономили деньги, выиграв время. А так мы просто потеряли два года.
- Статус клуба первого дивизиона на самом деле дорогого стоит, вы не находите?
- Согласен, но тот "Сокол" был обречен до старта, и всем это стало ясно уже весной, после первых десяти-двенадцати туров. Хотя я прекрасно помню ситуацию - Корешков остался в Саратове по личной просьбе прежнего губернатора, отклонив предметное предложение клуба из Саранска. Да, искать виноватых тут трудно, но при желании можно было настоять на решении об отказе от затратного и бесперспективного дела. Инициатива при этом должна была идти от самого клуба. Этого не случилось, и в итоге вышло позорище, да и только.
- Вы согласны с мнением, что Саратову любой иной футбольный турнир рангом ниже первой лиги малоинтересен?
- Да. Я и тренерский штаб отдают себе в этом отчет. Это та самая цель, которая манит, но добиваться ее любой ценой мы не хотим.
- Скажите, а когда Анатолий Асламов, снова оставшийся без работы, сможет вернуться в клуб, сделавший его легендой при жизни?
- Трудно сказать. Мы недавно виделись, но только поздоровались, и все. О делах не говорили.
- Асламов едва ли будет сам проситься - гордость не позволит, да и пробовал уже, но тщетно.
- У нас есть штатное расписание, и оно, если честно, скромное. Если главному тренеру нужен помощник, он попросит об этом. А нет - так нет. Я, директор, не вправе убеждать тренера в такого рода вопросах, вы согласны?! Из своей богатой практики работы в баскетболе могу сказать, что обычно главный тренер все делает сам и в большом количестве ассистентов не нуждается.
- А как же Газзаев? У него ассистенты как на подбор - Шевчук, Латыш, Чанов. Сильная бригада, вы не находите? В дубле работают хорошо знакомый нам Тяпушкин и Аджем, а на сборы к чемпионам порой приезжают узкие специалисты. Из мира легкой атлетики, например.
- Давайте не будем сравнивать ЦСКА и нынешний "Сокол". Это не очень хорошо выглядит.
Хорошо или плохо
- Тогда оцените минувший сезон. Какую оценку вы сами поставили бы?
- А смысл?! Всем и так было ясно, что такое ЛФЛ. Эта лига, в которой мы не должны задерживаться. Поэтому говорить о спортивной стороне дела я не хочу, да и не мое это дело. Я доволен, что мы профессионально работали в любительской лиге и серьезных сбоев не допускали ни разу. А хорошо мы выступили или плохо - уже вторично. Будущее намного важнее и любопытнее. И для нас, и для тех, кому дорог "Сокол", саратовский футбол.
- Хорошо, тогда скажите, кого из саратовских игроков, уроженцев нашей области вы сможете вернуть домой, в "Сокол-Саратов"?
- Я считаю, что при определенных условиях вернуться все, кроме Алексея Иванова.
- Зачем это делать Мур- нину и Романенко, которые востребованы в первой лиге? Почему Рябых, Кильдишев и Забродин должны по кинуть с ильные клубы второй лиги, мечтающие о повышении в классе? Откуда этот безудержный опти- мизм?
- Мы говорили практически со всеми футболистами, которые так или иначе связаны с нашей областью. При условии постановки задачи по выходу "Сокола" в первый дивизион играть дома, помогая при этом родному клубу делом, готовы все. И Мурнин, и Забродин с Рябых. Даже Хан, который тоже играет в первой лиге, а вырос в Краснодарском крае, приедет в город, где начал играть на профессиональном уровне.
- Насколько масштабной будет зимняя селекция "Сокола-Саратов"?
- Это вопрос к тренерам, но я в любом случае уверен, что команда за зиму станет сильнее. В этом году нам удалось привлечь в команду ребят, которые по своему потенциалу были готовыми футболистами уровня серьезной команды второго дивизиона. Это, к примеру, Бойков, Шпитальный, Родин, Гребнев, Гарин. Теперь цель - найти и пригласить людей, чей уровень не вызывает ни у кого сомнений уже в первой лиге.
- Игроки "Сокола-Саратов" станут богаче, сменив клубу статус?
- "Богаче" - это неправильное слово, но мы подтянем контракты до привычного во второй лиге уровня. Мы просто ждем бюджета, чтобы оттолкнуться от конкретной суммы в своей работе. Жить клуб будет по средствам, но при этом мы будем идти вперед.