Конфликт в сборной Беларуси
В последнее время представить белорусский футбол без скандала невозможно. Казалось, что после инцидента, связанного с отлучением от национальной сборной троих футболистов, дела в коллективе пошли на поправку, но один из отправленных в расположение клуба после матча с албанцами футболистов, Виталий Кутузов, на прошлой неделе сделал официальное заявление: в текущем отборочном цикле к ЧЕ-2008 майку национальной сборной он не наденет.
Сейчас тренерский штаб делает все возможное, чтобы Кутузов изменил решение, которое вынашивал почти месяц. Но во втором после Александра Глеба по популярности белорусском футболисте наверняка до сих пор живет обида.
Напомним, после игры с албанцами главный тренер сборной Юрий Пунтус на пресс-конференции остался доволен работоспособностью итальянского легионера из «Пармы», а уже спустя два дня исключил его из выездного состава на матч с Голландией, сославшись на то, что Кутузову, чтобы представлять честь страны, надо набрать хорошую физическую форму.
ТОЙ ЖЕ МОНЕТОЙ
Как оказалось, это стало лишь точкой отсчета детективной истории, в которой Кутузов вышел на первый план, хотя о его собратьях по несчастью - исключенных из состава на матч с Голландией Кульчии и Булыге - фактически забыли. Любопытно, что в те же сроки похожие скандалы вспыхнули сразу в трех европейских сборных. Помимо Пунтуса, волевые решения вынуждены были принимать наставники шведской и хорватской сборных, где обнаружились любители соображать на троих.
Многие до сих пор сомневаются в том, что это было волевое решение Пунтуса. Но европейская пресса любит подобные истории: сначала одна из голландских газет в преддверии матча с белорусами написала, что «тренер отчислил из сборной трех пьяных футболистов», а затем эту информацию продублировала со своими умозаключениями и ведущая итальянская Gazetta Dello Sport. Руководству итальянской «Пармы» не понравилось то, что оно обо всем узнает последним, и, не дожидаясь возвращения Кутузова, впаяло ему солидный денежный штраф.
Спустя несколько дней в офис «Пармы» пришло официальное заявление белорусской стороны, в котором сообщалось, что Кутузов действительно отчислен из сборной из-за плохой физической формы. Хотя самому футболисту такая формулировка тоже не нравится, ведь в ней подвергается сомнению профессионализм тренерского штаба команды авторитетной серии «А», что также впоследствии может аукнуться самому игроку.
В итоге Кутузов отплатил той же монетой - прислал в Ассоциацию «Белорусская федерация футбола» ответный факс, причем довольно язвительного содержания. Он попросил не вызывать его в распоряжение национальной сборной до конца цикла, аргументируя тем, что ему действительно надо привести в порядок физические кондиции и закрепиться в основном составе клуба. Параллельно белорус подал иск в суд наGazetta Dello Sport, которая, по мнению игрока, опрометчиво распространила недостоверные сведения.
«НЕ С ТОГО НАЧАЛ»
Пунтус уверяет, что Кутузов для сборной пока не потерян. Тренер вызвал Виталия на откровенный телефонный разговор, по окончании которого легионер пообещал, что еще раз хорошо взвесит свое решение. Хотя тот же Пунтус вряд ли может дать гарантию, что по окончании очередного матча Кутузову вновь чего-нибудь не инкриминируют.
Ведь когда один из лучших нападающих был выведен из состава команды, поползли слухи о том, что к отчислению приложил руку кто-то из высокопоставленных официальных лиц. Якобы кому-то наверху не понравилось, что после забитого албанцами второго ответного мяча в ворота белорусов камера выхватила улыбающегося Кутузова. Если это действительно так, тогда формулировка официального отказа от услуг футболистов должна была быть иной: у игрока со слабыми физическими кондициями в конце встречи остаются еще силы на то, чтобы улыбнуться!
Пока же известно только одно: Булыга к матчу с румынами и словенцами еще не успеет восстановиться, Кульчий скорее всего примет участие в ближайших поединках, а вот Кутузов о своем решении сообщит чуть позже.
Пунтуса многие уже успели назвать самым шустрым тренером из всех, кто стоял у руля национальной сборной. Ведь непонятные матчи и конфликты с подопечными у его предшественников обычно случались ближе к концу цикла. Пунтус же, как говорил один из юмористических персонажей «не с того начал».
КАК ЭТО БЫЛО
Многие футболисты из первого поколения национальной сборной до сих пор в интервью отмечают, что выступление в главной команде страны было для них самой заветной мечтой во время карьеры. Герасимец, Алейников, Зыгмантович прилетали в расположение сборной, зная, что максимум, который они получат, - это оплата авиаперелетов. Сумма гонораров их мало волновала. Возможно, мало она волнует и нынешнее поколение, однако руководству это не мешает озвучивать сумму премиальных для сборной за выход в финал топ-турниров - суммы до шести нулей после единицы.
Одними из самых конфликтных персонажей в истории отечественного футбола называют лидеров национальной сборной образца середины 90-х Валентина Белькевича и Александра Хацкевича. Их имена связаны не только с получившей широкую огласку ссорой с Эдуардом Малофеевым. В частности, Хацкевича обвиняли в том, что своей посредственной игрой он «плавил» Боровского. Ходят слухи, что при том же Боровском Белькевич за день до игры хорошо проводил время в приятном обществе, причем в номере, который располагался напротив номера Боровского.
Но Боровский, как и Вергеенко (оба, кстати, возглавляли национальную сборную по два раза), - тренеры лишних эмоций, не расположенные к излишней эскалации напряженности. Возможно, поэтому, они во многом боялись вводить в состав новых футболистов, пользуясь сформировавшимся костяком. К тому же, Боровский еще успел поиграть в одной команде с вызываемыми в сборную футболистами - Алейниковым, Зыгмантовичем, Метлицким.
Малофеев же решил задавить неприкасаемым авторитетом и в конце первого для него отборочного цикла нарвался на серьезную оппозицию в лице упомянутых Белькевича и Хацкевича. После цикла Хацкевич даже заявил, что если в следующем отборе белорусам вновь попадутся украинцы (именно после встречи с южными соседями Малофеев назвал в то время двух киевских динамовцев предателями), он закончит выступления за национальную сборную.
Когда тренер и лидеры помирились, Малофеев обнаружил новых отступников, в число которых попал Александр Глеб. Главный тренер решил провести в футбольном манеже на искусственном покрытии товарищеский матч между сборными «А» и «Б», но Глеб (в то время восходящая звезда бундеслиги) отказался ехать в Минск, боясь ненужной травмы в ненужном матче.
Следующий же тренер сборной Анатолий Байдачный долгое время работал с игроками душа в душу, что не мешало ему на пресс-конференциях подвергать сомнению профессионализм некоторых футболистов. Больше всего доставалось Булыге, который со временем стал едва ли не именем нарицательным. Но серьезная размолвка в итоге произошла у Байдачного с Гуренко. Причиной стали неработавшие в номерах футболистов накануне матча с молдавской сборной в Кишиневе гостиничные кондиционеры, на что Гуренко, как капитан сборной, обратил внимание тренера. Неизвестно, в какой тональности состоялся разговор между наставником и подопечным, но вскоре Гуренко заявил, что при Байдачном в сборной он играть не будет.
Нет Гуренко и при Пунтусе, который продолжил начатый Байдачным курс омоложения. Продолжил Пунтус и трения с футболистами. Правда, в отличие от Малофеева и Байдачного, нового рулевого вспыльчивым человеком не назовешь. Просто кто-то не любит, когда футболисты улыбаются.
(с)