ФАНАТЫ — ЭТО ОППОЗИЦИЯ ВЛАСТИ ОМОНА
Политики традиционно отмечают каждый сезон попытками использовать футбол в своих целях. Цели — не только рекламные. В прошлом году со страниц газет не сходили «страшилки» о том, как футбольные фанаты готовятся к уличным баталиям на стороне власти, и истории о силовых акциях, проведенных против, например, тех же нацболов.
Сейчас Москва снова полна слухами о предстоящих выступлениях с политически-криминальным подтекстом при непосредственном участии крупнейших фанатских «фирм» (то есть группировок).
О том, что нам ожидать в этом сезоне, мы поинтересовались у Вадима СИДОРОВА, весьма известного в «определенных кругах» как Сироп.
– Все будет, как было. Слухи о фанатах страшнее их самих. Помню, когда спартаковцы или армейцы собирались на Манежной площади в честь чемпионства, пили шампанское, жгли фаеры, москвичи шарахались от них, а иностранцы (даже женщины лет пятидесяти в шубах за 100 тысяч долларов) спрашивали: «Кто сегодня выиграл?». Им было интересно и радостно. Нашим — страшно. И, очевидно, это кому-то очень на руку.
Есть определенные политики, которым просто выгодно попугать обывателей физической угрозой: чтобы, не дай бог, не вздумали выходить на площади и что-то там требовать. Мол, у нас есть 100 тысяч страшных мальчиков — отморозков, боевиков и убийц натуральных, которые разнесут любой митинг.
Так сформировался миф о том, что существуют политические движения, которые могут манипулировать целыми фанатскими «фирмами». Но человеку знающему очевидно: среди фанатов нет какой-либо политической определенности, единства, и даже в серьезных группировках, где жесткая дисциплина, весьма большие разногласия и много самостоятельных лидеров. Никто не может говорить от лица всех фанатов, даже президенты фан-клубов.
Да, некоторые фанаты начали увлекаться политикой… Просто им поднадоело сидеть у себя в бухгалтерии или в магазине, тем более если почувствовали в себе задатки лидера. В Удмуртии один фанат даже депутатом стал — почему нет?
Понимать надо, что фанат — это не политическая принадлежность. Мне непонятно, почему практически всех болельщиков или движения, с ними связанные, называют фашистскими? Просто надо чаще разговаривать друг с другом, а не поливать дерьмом. Ведь бойскаута за то, что он учится выживать с одной спичкой в лесу, никто не назовет будущим поджигателем и террористом. И если не обращать внимания на клубные пристрастия фаната, очевидно — он такой же член общества, как и все остальные. Есть и пьяницы, и отморозки, но, с другой стороны, большая часть, как принято говорить, радикальных болельщиков — студенты престижных вузов, директора предприятий и просто состоятельные люди. Есть коммунисты, либералы, наверное, есть и фашисты, но все это их личные убеждения, не имеющие ничего общего с движением. Конечно, если они принадлежат к какой-либо политической партии, их курирует партийное руководство. Такие, безусловно, есть.
И уж если говорить, то конкретно об отморозках и их лидерах (я здесь не имею в виду представителей фирм), за которыми стоят не больше двух-трех десятков человек. Бандит, как известно, не имеет национальности, точно так же, как мне кажется, не имеет и клубных цветов. И какие-то «политики» с успехом могут найти бойцов в любом ПТУ — все равно выяснится, что они за кого-то болеют.
Помнится, когда еще и фирм-то особых не было, на стадионы приходили отдельные партийные деятели — приглашать фанатов в свои организации. Образно говоря: «Мы за воссоединение с Беларусью». Фаны отвечали: пожалуйста, обращайтесь ко всем присутствующим, раздавайте им листовки. Кто захочет — придет… Да и денег не надо было. Разве 2 — 4 доллара сильно поправят финансовое положение? А через неделю приходили другие, говорили, что они — за размежевание с Белоруссией. То же самое: кто хотел, приходил.
Всегда перед какими-нибудь выборами — думскими, президентскими, мэрскими — по стадиону объявляется: сейчас среди вас присутствует такой-то «великий» политик… Часть болельщиков ему хлопает, а часть свистит и улюлюкает. Но никто друг другу за это по лицу не «стучит» — ни разу не было еще такого случая. И, уверен, не может быть среди фанатов никаких разногласий на политической почве. Они другим живут.
Наше поколение в свое время находилось в оппозиции власти, как те же панки, хиппи и прочие рокеры. Гоняли нас — будь здоров. Мы же стремились к свободе. Сейчас, даже работая в какой-либо партии, фанат все равно в оппозиции власти. Какой власти? Да той же власти ОМОНа на стадионе, где болельщик — самая бесправная личность. С тобой могут сделать все что угодно, согласно купленному билету. Лучше бороться с милицейским беспределом депутатским мандатом, а не метанием кресел.
А привлекать фанатских лидеров на руководящие посты стоит. Это очень деятельные люди, но подтягивать за уши названия фан-группировок и футбольных клубов — не просто глупость, а спекуляция. Если честно, то чем больше фанатов в политических партиях, тем лучше. Ведь если их попытаются столкнуть лбами на каком-нибудь «майдане», они просто поздороваются друг с другом и вместе уйдут пить пиво.
Записал Григорий БУДАНОВ
16.03.2006