ЕСЛИ ЗАКОН ЖЕСТОК, ЕГО ОБХОДЯТ С ТЫЛА
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Исполком РФС принял решение оставить "Аланию" и читинский "Локомотив" в профессиональном статусе, допустив их к чемпионату первого дивизиона. Одновременно этот орган признал, что юридически оба клуба не имеют такого права. Ситуация, которая во всем мире выглядела бы как нонсенс, для нас - чуть ли не рядовая. Уважаемый исполнительный орган объяснил причины своего решения так: необходимо сохранить большой футбол в Читинской области и Северной Осетии хотя бы в таком виде, чтобы не потерять его совсем. К тому же руководители регионов пообещали, что нарушений больше не будет, а старые они в ближайшее время ликвидируют.
Уникальность произошедшего в том, что вопреки логике все заинтересованные стороны в данном случае правы. ПФЛ, который выступает в качестве карательного органа, прав по закону. РФС, амнистировавший несчастные "Аланию" и "Локомотив", прав с точек зрения социальной и политической. Болельщики обоих клубов, не нарушавшие никаких законов, правы по сути, требуя оставить им футбол. Возникает вопрос: а из-за чего, собственно, сыр-бор, если кругом сплошь положительные герои, никто не виноват и решение, устраивающее всех, уже найдено?
Но что-то все-таки мешает поверить в эту всеобъемлющую благодать.
Я много раз бывал во Владикавказе и знаю, что такое футбол для Северной Осетии - Алании. Могу представить, и что такое отсутствие футбола для республики. Учитывая глубочайшую социальную роль этого явления в регионе, акция по спасению владикавказского клуба, безусловно, благородна и справедлива. Даже очень черствые люди не могут не признать в глубине души, что тот самый закон, который, даже если он суров, - все равно закон, здесь не просто суров, а жесток. А раз так, нужно обойти его с тыла.
Не берусь судить о методах, которыми был проделан этот фокус. Важнее другое. Добрая воля РФС затронула следствие, но абсолютно не коснулась причин того кризиса, в котором оказались клубы. Если законы морали запрещают карать ни в чем не повинных людей, то законы общества требуют наказания виновных. Спрашивается, кто и когда назовет футбольному миру имена тех, из-за кого сейчас происходит вся эта свистопляска? Что им будет за былые прегрешения и за то, что первый дивизион до сих пор сидит без календаря, что в трубу улетают деньги на перелеты загнанного клубного начальства в Москву и обратно, что до сих пор принятое РФС решение не имеет силы ввиду своей юридической уязвимости?
Не говорю уж о параллелях, которые неизбежны в данном случае. Вчера позвонил знакомый из Новороссийска и рассказал, что город кипит от возмущения. Думаю, то же самое происходит в Волгограде и Ставрополе. Тоже ведь футбольные регионы, как ни крути. Почему их заодно со Стерлитамаком не пожалели в свое время, как "Аланию"? Потому что чиновники из РФС были на тот момент недостаточно добры? Но доброта - критерий, согласитесь, размытый. К тому же не только в принципах дело. Те же "Черноморец" и "Содовик" потеряли из-за соответствующих санкций около 10 миллионов долларов на двоих. А "Алания" и "Локомотив" не потеряли. Все их прошлогодние и межсезонные траты могли бы стать тратами впустую. Не стали. А значит, исполком РФС взял на себя в этом деле не только социальную роль.
Для многих воплощением зла нынешней ситуации выглядит кровожадная ПФЛ с ее законами, возведенными в абсолют. Как это так: есть инфраструктура с базой и стадионом, традиции, игроки, болельщики, а команду лишают профессионального статуса! Что это за законы такие волчьи? Но ведь можно посмотреть на проблему и с другой стороны. "Алания" и "Ротор", если помните, попали под санкции ПФЛ после вылета из премьер-лиги. И нарушителями они стали не на этапе перехода из класса в класс, а гораздо раньше, еще в элитном дивизионе. Лига была вынуждена разбираться с наследством, доставшимся ей от головной структуры. А раз так, вопрос "кто виноват" следует адресовать помимо клубов еще и аппаратчикам из премьер-лиги и РФС, годами игнорировавшим правовые нарушения.
Проиллюстрирую на примере. "Аланию" пытались исключить вовсе не за то, что ею занимается Генпрокуратура. Акционирование клуба несколько лет назад было проведено с глобальными нарушениями, и прокуратура здесь всего лишь сыграла роль своеобразного катализатора. Если бы не она, можно было бы сейчас что-то исправить задним числом. Но исправлять нечего - все документы изъяты (клубу просто не с чем было прийти на аттестацию), ведется следствие. Благодаря ему и выплыло на свет, что "Алания" еще с "истоковских" времен не имеет права не то что играть в футбол - существовать как юридическое лицо!
Спрашивается, кто виноват в том, что в РФПЛ с ее президентами-временщиками и в РФС, где ведется общий учет, не один сезон закрывали на это глаза? Почему эксперты и аудиторы, которых ежегодно нанимали в футбольном союзе для проверки клубного бумажного хозяйства, в упор не видели явных нарушений?
Строго говоря, "Алании" вообще до недавних пор существовало три. Это очень удобно, когда приходится иметь дело с кредиторами. Одно юрлицо берет в долг, другое играет в чемпионате, третье ведет судебные тяжбы и охотно предоставляет счета для арестов. Но по закону клуб, что в действительности, что на бумаге, должен быть только один. С прозрачной правовой жизнью. Взял в долг - отдай. Не можешь - банкроться и уходи в любители.
Любой футбольный клуб теоретически имеет право набрать кредитов на строительство пивзаводов или свиноферм, к примеру. Прогореть на этом деле, поменять форму собственности и продолжить играть в футбол на том же уровне, послав кредиторов куда подальше. Существующие законы это запрещают, но желающих обойти их - пруд пруди.
Сейчас долги "Алании", если верить официальному Владикавказу, погашены. И вроде бы есть надежда на нормализацию обстановки. Но если никто не ответит за то, что команда несколько лет участвовала в чемпионатах страны незаконно, если не будут названы фамилии халатных или нечестных чиновников и руководителей, то решение исполкома РФС будет выглядеть чистой воды популизмом. Особенно если учесть, что сопровождалось оно беспрецедентным нарушением существующих футбольных законов.
У этого решения есть и еще один побочный эффект: очередной раскол в самом футбольном руководстве. Поделив "обманутых вкладчиков", если можно так назвать болельщиков из разных регионов, на более и менее достойных милосердия, сам РФС превратился в Стену плача для обиженных ПФЛ. Создав тем самым не первый уже прецедент. Махачкалинское "Динамо" в прошлом году добилось поблажки в обход штрафных санкций после беседы на Лужнецкой набережной. Теперь вот "Алания" и "Локомотив" получили в РФС заступничество от злых законников с Солянки. Но почему, скажите, мы все чаще пересматриваем правила игры после ее завершения? И чем в таком случае отличается помилование "Алании" и "Локомотива" от возмутительного решения расширить премьер-лигу за счет вылетевших "Ротора" и "Кубани", которое едва не прошло год назад?
Хотелось бы знать и то, как трактуют подобные вещи в ФИФА и УЕФА. Во-первых, потому, что наши клубы регулярно участвуют в этих турнирах и с юридической точки зрения должны соответствовать общепризнанным моделям, чтобы чувствовать себя в безопасности. (Одна из наших команд в минувшем сезоне, по имеющейся информации, ходила в этом плане в Европе по лезвию ножа.) Во-вторых, потому, что стремление жить по своим законам, либо вообще без оных, уже не раз выходило нам боком. Достаточно вспомнить совсем свежее "дело Пылевой". В России нашу биатлонистку простили бы и помиловали всем миром, не сомневаюсь. А вот европейских законников ее история на милосердие не подвигла, хотя и растрогала.
Там тоже хватает закулисных игр, но во главе угла всегда фраза "так будет с каждым". Мы же почему-то пытаемся навести порядок без нее.