60-70% бюджета российских клубов - это бюджетные средства. В лучшем случае 10-15% средства спонсоров, ну а дальше в пределах погрешности по 3 процента доходы от продажи билетов, абонементов, телевизионных прав и атрибутики. Иногда наши клубы реализуют коммерческие проекты, но и их доля не высока – 10-15 %, а в их отсутствие просто возрастает доля бюджетных средств.
Другой вариант это, когда бюджет формируют спонсоры, которые содержат команду по разным причинам, и по тем же причинам прекращают финансирование.
У наших коллег в Европе эти показатели выглядят следующим образом – бюджетные средства – 0, спонсоры 20-25%, 5-10% продажа билетов,10-15% продажа абонементов, 10-15% продажа атрибутики, 30-40% продажа телевизионных прав,10-15% коммерческие проекты. При этом надо учитывать, что средний совокупный бюджет по стране наших клубов в 10-15раз меньше.
То есть у нас все без исключения футбольные клубы являются убыточными. Когда мы говорим прописные истины о том, что болельщики существуют для команды, команда – для болельщиков, мы прекрасно осознаем и то, что в России на деньги спонсора можно жить и без болельщиков, а болельщикам необязательно ходить на стадион, чтобы команда существовала.
Профессиональный спорт существует, пока есть заинтересованные в нём богатые меценаты. Но судя по последним событиям в нашем футболе, они всё чаще находят другие варианты для траты денег.
Показательна в этом плане ситуация с Боруссией из Дортмунда, в которую она попала 25 лет назад. Команда была на грани банкротства и расставания с бундеслигой. Дефицит годового бюджета клуба составлял колоссальную по тем временам сумму.
А началось все с заботы об изменении имиджа клуба. Новое руководство вступило в оживленный диалог с немногочисленными в ту пору болельщиками. Для этого был открыт офис в центре города, где всегда были готовы принять и выслушать каждого своего поклонника. Болельщики могли встретиться с кумирами, там же создавались новые организации болельщиков, но главное было в том, что клуб готов был поддержать даже рискованное коммерческое начинание своих болельщиков.
Возрастающий рост популярности команды, заставил обратить внимание руководства на продажу атрибутики. Именно тогда клуб зарегистрировал товарный знак и принял и реализовал программу выпуска самых разнообразных предметов со своей символикой.
Все это производство ФК "Боруссия" держит в своих руках, отдавая на сторону минимум заказов. А привлекательность каждого нового образца менеджеры клуба проверяют на самых верных фанах в том самом офисе в центре Дортмунда, где и состоялось второе рождение "Боруссии". Наличием бесплатной обратной связи сотрудники клуба очень дорожат. Понятно, почему. Спустя 10 лет "Боруссия" уже продала полмиллиона клубных футболок, стоимостью 100 марок каждая! А трехэтажный магазин, где любая мелочь снабжена ярлыком любимого клуба, - стал самой посещаемой в Дортмунде торговой точкой.
Компания PR Marketing провела исследование уровня продаж официальной атрибутики ведущих английских клубов в период с 2005 по 2009 год. В результате было подсчитано, что и МЮ, и Ливерпуль продают около 1,2-1,5 миллионов футболок ежегодно. И это только футболок!!!
А 116 клубов высших лиг шести ведущих европейских футбольных наций зарабатывают ежегодно 615 миллионов евро на продаже фирменной атрибутики.
Александр Песов: – Вот к этому мы и идем. Мечтаем создать подобие "Барселоны" – сделать общественную, народную команду. Это единственный выход на пути к самофинансированию – думаю, что в 2014 год вы войдем уже в сезон акционерным обществом.
Константин Сарсания: – Хочется возродить тот "Факел", который перед началом этой встречи все видели на кадрах 10-20-летней давности. Вы сами подготовили такие фрагменты, на которых полный стадион, а воронежская команда играет в высшем дивизионе. До этого нам нужно обязательно дойти. У нас стоит стратегическая задача – выйти в премьер-лигу. И пока этой цели наша команда не достигнет, покидать Воронеж не собираюсь.
Возможно у кого-то будут комментарии!?
У "Факела" сейчас есть тренер главный и еще в ближайшем окружении три бывших главных тренера различных команд. Могли, хоть иногда, устраивать "мозговой" штурм при работе над ошибками. Быть может не было бы в "активе" меньше всех побед, больше всех поражений и меньше всех забитых мячей. И все разговоры о качественной игре команды, необходимо начинать с учетом этих показателей.
Зачем справочник - вот заявления по ходу действия. "Я в подобной ситуации побывал в свое время со "Спортакадемклубом" – тогда мы тоже вышли из второго дивизиона, команда была молодая и неопытная, также мы усиливались в перерыве первенства, и в концовке сумели улучшить игру и добиться ряда побед, заняв в итоге спасительное 15-е место из 22-х, а тогда турнир был короче, и по его итогам вылетали сразу 7 команд! На данный момент от спасительного 15-го места нас отделяют 8 очков. До конца второго круга первенства нам осталось провести 12 игр, 6 спаренных матчей. И наша текущая, локальная задача – по итогам каждых из этих шести спаренных матчей сокращать отставание от "зоны спасения" на одно-два очка. И здесь легко подсчитать, что при лучшем раскладе мы к 7 ноября можем уйти на 14-15 место, либо же при минимальном выполнении такой задачи мы к окончанию второго круга должны отставать от 15-й строчки на 2-3 очка. А дальше у нас еще будет 11 игр третьего круга, а перед ними – два с половиной месяца для полноценной работы с этой командой, поэтому мы с Анатолием Байдачным уверены, что главную задачу сезона мы решить сможем" - К.Сарсания - 9 сентября 2011года.
Наше будущее это сегодняшний день – может быть кто-то не видит, что мы уже играем во втором дивизионе – Оренбург, Владимир, Воскресенск, Астрахань и т.д.. Чем хуже Курск, Липецк, Саратов – Лиски наконец.
Восточная трибуна - 24 ряда:
- 1 по 149, - 1 по 216, - 1 по 220, - 6 по 222 (1332), - 3 по 226(678), - 4 по 227(908), - 3 по 237(711), - 2 по 239(478), - 2 по 241(482), - 1 по 242. Всего: 5416 мест
Центральная гораздо меньше (22 ряда) из-за выхода на стадион и кабин комментаторов
Есть цифры, которые мы держим в памяти, а есть реальное количество мест на стадионе. Не поленитесь посчитайте количество мест в секторе на восточной и умножите их на 8 получите примерное количество мест http://fotki.yandex.ru/users/footbolka-foto/view/419686/?page=4
«Футбольный бум» - звучит красиво, также как цифры «фантастической» посещаемости в городе Воронеже. Мне человеку, которому имя «Факел» не безразлично, хотелось бы спросить – зачем городу и части болельщиков «Факел» и особенно руководству команды так необходимо постоянно заниматься фантазированием. Команда и без фантазий любима и является одной из наиболее посещаемой в лиге. Но когда пишут в протоколе 13000 тысяч в тот момент, когда на стадионе присутствует 6000, а билетов продано всего 2000 хочется, по крайней мере, воздержаться от постоянного не убиенного аргумента в спорах болельщиков: «А у нас, зато больше всех народу ходит – и все тут». Самое удивительное то, кто отлично знает, как продаются абонементы перед сезоном, как осуществляется проход большой части болельщиков на стадион, больше всех используют, мягко говоря, не совсем точные цифры. Что касается футбольного бума – первым признаков его будет продажа хотя бы 50% абонементов на весь сезон болельщикам, а не организациям. Очередная последняя фантазия по поводу 19500 зрителей снизилась до 11500, но все же, мало похожа на реальное количество зрителей. Трудно представить, что на нижнем ярусе на двух не заполненных трибунах, имеющих общую вместимость 9500 зрителей разместилось 11500 и тем более 19500 зрителей.
Grigorenko22 17 апреля 2012, 15:40 ID136695
Со стадионами у нас сложилась какая-то совсем непонятная ситуация.
Осенью 1997 года обогрев поля за свой счет монтировал футбольный клуб. На это ушли средства полученные за размещение рекламы на стадионе. В против случае должны были сняты 6 очков,хотя тогда - уже было все равно.